Такелажные скобы


На производстве, при перевозке грузов, в строительстве, энергетике и сельском хозяйстве часто возникает необходимость проведения такелажных работ. Для надежного и безопасного закрепления грузов и соединения элементов оборудования используются такелажные скобы.

Виды

Скоба такелажная в зависимости от формы бывает двух видов: прямая и омегообразная. Этот вид такелажа может иметь различный механизм соединения.

Наибольшее распространение получили скобы с гайкой и с винтом. Первый вариант предпочтительнее, если требуется обеспечить надежное постоянное соединение. Крепление с помощью винта более удобно и выигрывает по скорости монтажа, но оно может применяться для проведения работ, носящих временный характер.

Такелажные скобы производятся с различными защитными покрытиями, которые позволяют эксплуатировать изделие в неблагоприятных условиях. Основная задача защиты – предотвращение коррозии. Могут наноситься специальные покрытия, которые делают возможным использование металлоизделий в агрессивных средах.

Типоразмеры

Такелажные скобы подбирают в зависимости от грузоподъемности и ряда других параметров. Для упрощения задачи пользуются специальными таблицами. При использовании справочных материалов придерживаются основного правила выбора: максимальное допустимое усилие должно превышать действующие нагрузки в 5 раз.

Кроме этого, важно обеспечить возможность длительной эксплуатации изделия при воздействии различных неблагоприятных факторов. Коррозия, поразившая скобу, делает ее непригодной для дальнейшего использования. Оцинкованный металл получил наибольшее распространение. Необработанная сталь позволяет сэкономить средства, но не гарантирует, что такелаж будет выполнять свои функции долгое время.

Технология производства такелажных скоб оказывает большое значение на прочностные показатели изделия. Продукция, полученная путем горячей ковки, более прочная по сравнению с образцами, изготовленными в процессе холодной гибки.

Монтаж

Технология установки такелажной скобы отличается простотой и удобством. Сначала вставляется штифт, который затем закручивают по резьбе до момента, когда заплечик будет плотно прилегать к проушине. Если механизм соединения скобы предусматривает гайку, то ее контрят с помощью шплинта. Эксплуатировать такелаж без шплинта запрещено.

При эксплуатации скобы следует обратить внимание на ход резьбы. Слишком тугая резьба не позволяет установить штифт в соответствии с требованиями правил, поэтому обязательно проводят отбраковку и проверку на соосность элементов резьбового соединения.

Несимметричное провисание груза при монтаже такелажной скобы не допускается. Перед началом грузоподъемных работ важно убедиться, что соблюдена геометрия закрепления груза. Это необходимо для того, чтобы избежать существенного роста нагрузок на такелаж, в результате которого канаты быстро перетираются, а ресурс скобы заметно снижается.

При необходимости закрепления на скобе обоих тросов одновременно допускается использование только омегообразной скобы. В этом случае должно соблюдаться условие – угол крепежа не превышает 120º.

Для безопасной эксплуатации такелажных скоб следует соблюдать следующие правила:

  • все трущиеся детали нужно тщательно смазывать;
  • сварка и другие виды термического воздействия запрещены;
  • изменение формы изделия путем механического воздействия не допускается;
  • ситуации, при которых могут возникнуть перегрузки, нужно исключить.

Проверка такелажной скобы перед началом эксплуатации – обязательное требование. Она не должна иметь никаких дефектов, трещин и следов коррозии. Важно помнить, что игнорирование этого правило может привести к обрушению грузоподъемной конструкции с катастрофическими последствиями.