Велионский, Пий Адамович

26.02.2021

Пиюс Велёнский (Пий Адамович Велюнский; Павел Адамович Велионский) (польск. Pius Weloński, лит. Pijus Veliuoniškis, 1849—1931) — польский и российский скульптор, живописец, график, академик скульптуры Императорской Академии художеств.

Биография

Поляк. Родился в крестьянской семье. Окончил 3-ю Варшавскую гимназию. Учился рисованию в Варшавском рисовальном классе (Klasa Rysunkowa) (1867—1870) у Константы Хегля и Рафала Хадзевича, в мастерской скульпторов Ф. Ценглера и А. Прушинского. В 1872 году на средства Общества поощрения изящных искусств в Варшаве продолжил обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в натурном классе, по скульптуре (1872—1878). Ученик А. Р. Бока, Н. А. Лаверецкого и И. И. Подозерова. За время обучения в Академии получил последовательно все наградные медали ИАХ: малая серебряная медаль за эскиз композиции «Пир Валтасара», большая серебряная (1873) и денежная премия за эскиз композиции «Ярослав Мудрый даёт народу законы», малая серебряная (1874), малая золотая медаль (1875) за программу «Смерть Актеона». В 1877 году за программу барельеф «Венера представляет Амура на Олимпе» был награждён большой золотой медалью, получив звание классного художника 1-й степени и возможность поездки за границу в качестве пенсионера Академии художеств.

В 1875 году отправился за границу пенсионером Академии; работал в Вене, Мюнхене, Париже, Флоренции, Риме. Путешествовал по Франции, Германии, Италии. В 1881 за статую «Гладиатор на арене» (1880) был удостоен звания академика. Экспонировал свои работы на академических выставках (1881, 1884, 1890, 1891). Участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882). В 1891 был награжден золотой медалью на международной художественной выставке в Берлине за скульптуры «Пляшущий раб» и «Гладиатор на арене». Получил звание профессора (1890). Был также членом-корреспондентом Академии знаний в Кракове.

На академических выставках (1882—1888) были представлены следующие его произведения: портрет Листа (барельеф), эскиз для памятника Яна III Собеского, бюст художника Станкевича, «Блуждающие огни», «Баян» (мраморная группа), «Гладиатор на арене» (бронзовая статуя), бюст Деспота-Зеновича (мрамор), «Пляшущий раб» (статуя из бронзы). Кроме станковой, работал в области монументальной скульптуры, выполнил ряд надгробий. Участвовал в конкурсе на памятник Адаму Мицкевичу в Кракове (1880—1890), помогал в строительстве памятника Богдану Хмельницкому по проекту М. О. Микешина для Киева (отлил в металле статую гетмана в Петербурге, 1888).

В 1894 году вернулся в Варшаву (по другим сведениям, в Варшаве работал с 1897 года, либо жил в Варшаве с 1899 года). Директор Варшавского художественного училища (1904—1915), в 1906—1915 годах директор Музея изящных искусств в Варшаве. Жил на Украине (1915—1924). С 1924 года директор частной школы изящных искусств имени Войцеха Герсона в Варшаве.

С 1897 года — действительный член Общества поощрения изящных искусств в Варшаве («Захента»). Участвовал во Всемирной выставке в Париже (1900). Творческую деятельность сочетал с работой в литейной мастерской, которую основал в Варшаве в 1901 году.

Работы П. Велионского хранятся в Национальном музее в Варшаве, Национальном музее в Кракове, Третьяковской галерее, Русском музее, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств и других.

Творчество

Автор статуй в академической манере и фигурных композиций преимущественно на исторические, мифологические и религиозные темы, надгробных памятников (например, на могиле Адамины Потоцкой на Повонзках в Варшаве), рельефов (эпитафия Владиславу Сырокомле в костёле Святых Иоаннов в Вильно, 1908), скульптурных портретов, медалей.

Среди самых известных работ Велёнского — скульптура «Гладиатор» (1880; множество реплик, изготовленных в различных материалах), статуя «Прометей» (1896) в Президентском дворце в Варшаве. В Вавельском соборе установлен памятник кардиналу Юрию Радзивиллу, в кафедральном соборе в Плоцке находится памятник епископу Михалу Новодворскому работы Велёнского.

В парке Краковские Планты в 1886 году был установлен памятник поэту Юзефу Богдану Залескому, известный как группа Бояна, изображающая слепого украинского певца, играющего на гуслях, и заслушавшегося его мальчика. Скульптура была создана Велёнским в Риме на средства помещика Константы Володкевича.

Белая мраморная статуя надгробного памятника на могиле семейства Корево на кладбище в деревне Румбонис (Алитусский район), созданная Велёнским, включена в Регистр культурных ценностей Литовской Республики как объект регионального значения, код 7664

В Литовском художественном музее в Вильнюсе хранятся проект памятника Владиславу Сырокомли (рельеф, бронза) и портрет дочери скульптора (рельеф, мрамор).

Галерея

Работы Пия Велионского (галерея)
  • Гладиатор (до 1931)

  • Гладиатор (копия, Рим)

  • Памятник Юзефу Богдану Залескому в парке Краковские Планты

  • Памятник Богдану Хмельницкому (конец XIX века)

  • Надгробие кардинала Радзинского (Краков)

  • Мемориал Владислава Сырокомля в Вильнюсе (1908)