175-й штурмовой авиационный полк
175-й штурмовой авиационный полк, он же 175-й скоростной бомбардировочный авиационный полк — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
Наименование полка
В различные годы своего существования полк имел наименования:
- 175-й скоростной бомбардировочный авиационный полк;
- 175-й штурмовой авиационный полк;
- 175-й бомбардировочный авиационный полк (1951);
- 175-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (1959);
- 175-й военно-транспортный авиационный полк (1959);
- Войсковая часть (Полевая почта) 30143.
История
Формировался в составе ВВС Московского военного округа в мае-июне 1941 года как бомбардировочный авиационный полк, но уже в начале июня 1941 года вооружён самолётами Ил-2 и фактически стал штурмовым, хотя до осени 1942 года именовался скоростным бомбардировочным полком.
В составе действующей армии во время ВОВ со 22 августа 1941 по 12 октября 1941 и с 13 февраля 1942 по 22 октября 1942 года как 175-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, с 29 марта 1943 по 1 мая 1943 и с 24 мая 1943 по 9 мая 1945 года как 175-й штурмовой авиационный полк.
C 19 сентября 1941 года в составе 8-й истребительной авиационной дивизии, имея 20 Ил-2, действует на южных и юго-западных подступах к Ленинграду, в частности в районах Ораниенбаума, Гатчины, Тосно, аэродрому Сиверская
12 октября 1941 года отведён в резерв. Вновь начал боевую работу с 13 февраля 1942 года на Волховском фронте, в частности, действует в районе Будогощи, Спасской Полисти. Действует на Волховском фронте до конца октября 1942 года, затем отведён в резерв.
Вновь поступил в действующую армию 29 марта 1943 года в составе 305-й штурмовой авиационной дивизии, действовал над Северским Донцом.
С первого дня участвует в Курской битве; так, 5 июля 1943 года под прикрытием истребителей 116-го истребительного авиационного полка восемнадцатью самолётами Ил-2 выполняет боевую задачу по уничтожению переправы через реку Северский Донец в районе Соломине. Однако вылет оказался неудачным: цель не была уничтожена, а полк за один вылет потерял 9 самолётов, 8 лётчиков и 7 воздушных стрелков, а всего за два дня боёв над переправой 13 самолётов.
В августе 1943 года действует в районе Изюма, Барвенково, Запорожье Так, 28 сентября 1943 года наносит штурмовой удар по аэродрому Канцеровка. Осенью 1943 года и весной 1944 года поддерживает наступление советских войск в Южной Украине. Так, в марте 1944 года действует в районе посёлка Новый Буг, после освобождения Одессы базируется рядом с городом.
В июле 1944 года переброшен в Прибалтику, действует в Латвии, в частности в районе Аугшпилса, 17 августа 1944 года наносит удар по причалу и плавсредствам у острова Пийриссаар в Чудском озере.
В декабре 1944 года базируется на аэродроме Халево у побережья Балтики и до конца войны действует против курляндской группировки противника, прижатой к морю на Курляндском полуострове. В последний день войны полк наносит удары по артиллерийско-миномётным батареям противника в районе Айзпуре, по железнодорожной станции Калвене, по колонне автомашин на шоссе из Скрунды в Либаву.
Одно время полк действовал на именных самолётах «Валериан Куйбышев», построенных на средства трудящихся города Куйбышева.
С 1951 года переименованный в 175-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк дислоцировался на аэродроме город Стрый, имел на вооружении бомбардировщики Ту-4. С 1956 года в подчинении 43-й воздушной армии дальней авиации.
В связи с началом создания Ракетных Войск Стратегического Назначения (РВСН) на базе объединений Дальней Авиации и реорганизации последней в 1959 году, 175-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк переформирован в 175-й военно-транспортный авиационный полк и передислоцирован на аэродром Мелитополь (Запорожская область, Украинская ССР).
Полное наименование
- 175-й штурмовой авиационный полк
- 175-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк
Подчинение
Командиры
- майор Богачёв Николай Григорьевич, погиб 21.09.1941
- майор Валивахин
- Захарченко, Михаил Дмитриевич, майор
- Коробчак, Николай Иванович (1955-1956)
Отличившиеся воины полка
Интересные факты
- С декабря 1944 года в полку действовал экипаж младшего лейтенанта Г. Т. Чайко в составе: воздушный стрелок К. Шишкин, механик П. Бобров, моторист В. Тарасов. Экипаж примечателен тем, что воевал он на своём собственном личном самолёте Ил-2 (заводской № 309026), купленном в складчину за 33 тысячи рублей. На борту самолёта была надпись «Куплен на личные сбережения экипажа».