Хохма (сфира)


Хохма, или Хокма (др.-евр. חכמה‎; «Мудрость»; «Премудрость»), — в учении каббалы о происхождении миров вторая из 10 объективных эманаций (прямые лучи божественного света) мироздания — так называемых «сфирот» или «сефирот» (мн.ч. от «сефира»), также «цифр» или «сфер», — первых излучений Божественной Сущности, которые в своей совокупности образуют космос.

Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа — первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: так, Хокма и Бина — это два глаза Адам-Кадмона.

После трёх главных сефирот — Свет (Кетер; «Венец»; лоб или чело Адам-Кадмона), Мудрость (Хохма), Разум (Бина) — следуют семь второстепенных. Раздвоение эманации на позитивную и негативную начинается только в третьей сефире («Разум»).

Греческий термин

«Хохма» передаётся в Септуагинте почти всегда через слово «София» (др.-греч. σοφία), означающее на народно-греческом языке той эпохи — койне (κοινή) — два совершенно различных понятия:

  • практическая мудрость, опытность и сноровка в жизни,
  • глубокое проникновение в сущность и взаимоотношение вещей.
  • Первому понятию соответствует обозначение премудрости в дидактической литературе древних евреев, так называемой литературе премудрости, пришедшей на смену пророческой литературе в эпоху глубокого упадка политической и духовной жизни еврейского народа .

    Второму понятию соответствует значение премудрости в иудео-александрийской философской литературе. В последней премудрость обозначает только божественный лик, являющийся в роли посредника между Богом и миром.

    Учение о процессе творения

    Первая сефира (Кетер) заключала в себе весь план мироздания во всей его временной и пространственной бесконечности. Отчего многие каббалисты не включали Кетер‎ в число «сефирот», так как эта сефира собственно является настоящей эманацией «Эйн Соф» и должна быть поставлена над всеми остальными «сефирот».

    От этой верховной и абсолютно единой сефиры произошли затем два параллельных принципа, которые внешне кажутся как бы противоположными, но в действительности совершенно неотделимы друг от друга: один — мужской, активный, принцип, называемый Хохма («Мудрость»), другой — женский, пассивный, называемый Бина («Разум»). Соединение Хохма (חכמה)‎ с Бина (בינה)‎ даёт в результате Даат (דעת‎ ; «Познание»), то есть контраст между субъективностью и объективностью находит своё разрешение в «познании».

    Первые три сефирот — Кетер, Хохма и Бина‎ — образуют между собою единство: знание, познающий субъект и познаваемый объект тождественны в Боге, и таким образом мир является только выражением «идей», или абсолютных форм разума. В этом пункте каббала предвосхитила то, что впоследствии заняло центральное место в философии Гегеля, а именно: учение о тождестве сознания и бытия или реального и идеального.

    Триада «разумного» или «интеллектуального мира»

    Под первой триадой — Кетер («Венец»), Хохма («Мудрость») и Бина («Разум») — следует подразумевать интеллектуальный мир (עולם השנל‎ или עולם המושכל‎).