ВТК-24
ВТК-24 — трамвайный вихревой снегоочиститель на базе вагона 71-605. Выпускался серийно ВРТТЗ.
Вагон создавался путем глубокой переделки КТМ-5. Пассажирский салон ликвидировался, в бывшем салоне устанавливалась «улитка»-компрессор. В хвостовую часть салона выносились реостаты, во избежание попадания в них снега. В кабину выводились приборы управления компрессором.
Принцип отчистки снега состоит в том, что компрессор нагнетает воздух в «короб», расположенный под кабиной. Снег выбрасывается струей воздуха в основном вправо от пути. Применение вихревого способа очистки эффективно только для не липнущего снега. Как и любой другой вихревик, ВТК-24 эффективен только против свежевыпавшего сухого снега. Мокрый снег и слежавшийся почти не сдувается, для этих целей используют щеточные снегочисты (ВТК 01, РГС2, ГС4). Вихревые снегоотчистители очень не любят автомобилисты — струя выдуваемого снега сильно затрудняет движение по прилегающей автодороге, так как видимость падает почти до нуля.
Вагоны ВТК-24 встречаются во многих трамвайных хозяйствах, например в Новокузнецке, в Прокопьевске, в Осинниках.
Вагоны-долгожители
Вагоны ВТК-24 в Санкт-Петербурге являются одними из последних вагонов УКВЗ в этом городе, используются так же восстановленные снегоочистители производства 1950-х гг. В Прокопьевске ВТК-24 имеют забавные названия: Буран, Ветерок и т. д.
Другие варианты вагонов ВТК
ВТК — серия трамвайных вагонов специального назначения на базе вагонов МТВ-82 и 71-605. Разрабатывались КБ «Росремэлектротранс» и выпускались серийно ВРТТЗ. Вагоны ВТК встречаются во многих трамвайных хозяйствах, например в Новокузнецке, в Прокопьевске, в Осинниках.
- ВТК-01 — щеточно-роторный снегоочиститель, одна из серийных моделей — Куйбышевский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод (КРТТЗ).
- ВТК-07 (ВРТТЗ)- плететранспортер. Два построенных вагона использовались в ныне ликвидированных трамвайных системах Воронежа и Иванова
- ВТК-09А — вагон-хоппер,
- ВТК-09Б — прицепной вагон-хоппер,
- ВТК-10 — вагон-кран,
- ВТК-24 — вихревой снегочиститель. При переделке пассажирский салон ликвидировался, в бывшем салоне устанавливалась «улитка»-компрессор. В хвостовую часть салона выносились реостаты, во избежание попадания в них снега. В кабину выводились приборы управления компрессором. Принцип отчистки снега весьма прост: компрессор нагнетает воздух в «короб», расположенный под кабиной. Снег выбрасывается струей воздуха в основном вправо от пути. Применение вихревого «снежка» эффективно только для не липнущего снега. Как и любой другой вихревик, ВТК-24 эффективен только против свежевыпавшего сухого снега. Мокрый снег и слежавшийся почти не сдувается, для этих целей используют щеточные снегочисты(ВТК 01, РГС2, ГС4)
- ВТК-53а — плететранспортер. Единственный вагон использовался в Иваново
- ВК-81Б — жёлобоочистительная прицепная тележка.
- ВТК-01 — снегоочиститель роторный
- ВТК-01Г — электровоз
- ВТК-06 — рельсошлифовочный вагон
- ВТК-07 — плететранспортёр
- ВТК-09А — вагон-хоппер (дозатор)
- ВТК-09Д — вагон-хоппер (дозатор) с дополнительным дизельным приводом.
- ВТК-21 — рельсосварочный
- ВТК-24 — снегоочиститель вихревой
- ВТК-24М — снегоочиститель вихревой модернизированный
- ВТК-33 — Вагон вышка КС с возможностью автономного хода от дизеля
- ВТК-53А — плетнетранспортер
- ВТК-107 — тележка-снегочист
- ВТК-79М1 — путеотчиститель
- ТК-28, ТК-28А, ТК-28Б — рельсотранспортёр. У модели ТК-28 тележки от МТВ-82, с пневматическими тормозами, затем тележки от 71-605, тоже с пневматическими тормозами. У модели ТК-28А — тележки с соленойдным приводом тормозов, ТК-28Б — модель с удлинённой стрелкой и изменённой электрической схемой.
- ВТК-79М1 — путеуборочный вагон («вагон-пылесос»)
- РШМв-1 — рельсошлифовальный вагон