Московский троллейбус


Московский троллейбус — троллейбусная сеть Москвы, осуществлявшая пассажирские перевозки в 1933—2020 годах. До 2015 года — крупнейшая троллейбусная сеть в мире (ныне таковыми являются Киев по длине линий и Минск по количеству маршрутов и подвижного состава), до 2019 года — крупнейшая в России (ныне таковой является троллейбусная система в Санкт-Петербурге). С осени 2020 года представлена единственным музейным троллейбусным маршрутом. Эксплуатируется организацией ГУП «Мосгортранс».

Ещё в 2014 году действовало более 100 маршрутов, протяжённость одиночного контактного провода составляла около 1300 км, длина линий — более 600 км, существовали 9 парков, почти 1600 пассажирских троллейбусов (в том числе более 750 с низким уровнем пола и 134 сочленённых), троллейбусно-ремонтный завод. С сентября 2020 года в эксплуатации остались 1 филиал и 4 пассажирских троллейбуса (кроме того, более 200 троллейбусов, выведенных из эксплуатации, ожидают передачу в другие города).

25 августа 2020 года троллейбусное движение было полностью прекращено, по маршрутам троллейбусов запущены автобусы и электробусы. Формальная причина закрытия — освобождение улиц от нависающей контактной сети, физический износ парка троллейбусов и моральное устаревание концепции троллейбусного транспорта. 4 сентября «в знак уважения к троллейбусу» был запущен «музейный» маршрут Т: Метро «Комсомольская» — Елоховская площадь — ныне единственный троллейбусный маршрут «Мосгортранса». Регулярно на маршруте работают троллейбусы модели СВАРЗ-МАЗ-6275. В праздничные дни на маршруте планируется выпуск ретро-троллейбусов модели ЗиУ-5.

По территории Москвы также проходят маршруты Химкинского троллейбуса № 202, 203, которые обслуживает МУП «Химкиэлектротранс».

История

Трёхосный троллейбус ЛК-3 «Подарок 17-му съезду ВКП(б)».

Советский период

Троллейбусное сообщение в Москве открылось 15 ноября 1933 года и начало постепенно замещать трамвайное. Первые линии проходили в северо-западной части города. Бурное развитие сети происходило в 1950-е и 1960-е годы. Так, в период с 1959 по 1967 годы, ежегодно открывалось не менее трёх новых троллейбусных маршрутов; рекордным стал 1963 год, на протяжении которого было открыто 8 маршрутов. К началу 1980-х годов троллейбусные линии были проложены по основным радиальным магистралям города, где перевозили пассажиров на расстояние, обычно не превышающее один-два перегона метро.

В конце 1980-х годов была разработана программа развития троллейбусной сети на окраинах города, однако ни один из её проектов так и не был реализован.

подробно 1933
  • 15.11.1933 — открылась первая троллейбусная линия и маршрут № 1: Белорусский вокзал — Посёлок Сокол. Троллейбусы обслуживались в гараже, расположенном в Головановском переулке.
1934
  • 12.1934 — открылся маршрут № 2: Дорогомиловская Застава — Площадь Революции.
1935
  • 10.05.1935 — официально открылся 1-й троллейбусный парк.
1936
  • 10.1936 — открылся маршрут № Б: Колхозная площадь — Площадь Восстания.
1937
  • 09.06.1937 — открылся 2-й троллейбусный парк;
  • Открылся маршрут № 3: Дорогомиловская Застава — Савёловский вокзал.
1938
  • Открылись маршруты № 4: Киевский вокзал — Посёлок Совкино, 5: Комсомольская площадь — Измайлово, 6: Площадь Революции — Никольская больница, 7: Курский вокзал — Ржевский вокзал, 8: Курский вокзал — 1-я Хуторская улица, 9: Октябрьская площадь — Комсомольская площадь, 10: Даниловская площадь — Курский вокзал.
1939
  • 28.07.1939 — открылся маршрут № 12: ВСХВ — Коптево;
  • Открылись маршруты № : Кутузовская слобода — Ржевский вокзал, : Курский вокзал — Ржевский вокзал, 11: Курский вокзал — Сокольническая Застава, 13: Комсомольская площадь — Платформа «Северянин».
1940
  • 10.1940 — открылся 3-й троллейбусный парк;
  • Открылся маршрут № 14: ВСХВ — Платформа «Северянин».
1941
  • Прекратили работу маршруты № 1, , , 8;
  • Открылись маршруты № 12к: Площадь Революции — Белорусский вокзал, 15: Кутузовская слобода — Сокольническая Застава, 16: Даниловская площадь — Измайлово (прекратил работу в том же году), 17: Площадь Свердлова — Рижский вокзал (прекратил работу в том же году).
1942
  • Открылся маршрут № : Кутузовская слобода — Ржевский вокзал;
  • Прекратили работу маршруты № 7, 11, 14, 15.
1943
  • Открылся маршрут № 7: Киевский вокзал — Площадь Революции;
  • Прекратил работу маршрут № 9.
1945
  • Открылись маршруты № 1: Добрынинская площадь — Площадь Дзержинского, : Калужская Застава — Площадь Революции (прекратил работу в 1945—1948-х годах), : Киевский вокзал — Мосфильм, 8: Площадь Восстания — Добрынинская площадь;
  • Прекратил работу маршрут № 13.
1946
  • Открылся маршрут № 11: Площадь Коммуны — Площадь Революции.
1947
  • Маршрут № перенумерован в № 9;
  • Открылись маршруты № : Курский вокзал — ВСХВ; 13: Площадь Коммуны — Театральный проезд, 14: Сокольническая Застава — ВСХВ, 15: Малые Лужники — Колхозная площадь.
  • Прекратил работу маршрут № 12к.
1949
  • Открылись маршруты № 15к: Метро «Кропоткинская» — Рахмановский переулок, 16: Таганская площадь — Хохловка, 17: Площадь Восстания — Театральный проезд, 18: Краснопресненская Застава — 1-я Хуторская улица.
1950
  • Прекратил работу маршрут № .
1951
  • Маршрут № 17 перенумерован в № (прекратил работу в 1951—1955-х годах);
  • Прекратил работу маршрут № (в 1951—1955-х годах).
1952
  • Маршрут № 15к перенумерован в № 17;
  • Открылся маршрут № 19: Площадь Ногина — Застава Ильича.
1953
  • Открылся маршрут № 20: Площадь Революции — Серебряный бор.
1954
  • 01.08.1954 — открылся маршрут № В — Выставочный;
  • Открылись маршруты № 21: Метро «Аэропорт» — Песчаная площадь, 22: Казанский вокзал — Мейеровский проезд.
1955
  • Открылись маршруты № 13к: Марьина Роща — Театральный проезд, 23: Площадь Ильича — 1-я Хуторская улица.
1956
  • Открылся маршрут № 24: Метро «Красные Ворота» — Авиамоторная улица.
1957
  • 11.11.1957 — Щепетильниковское трамвайное депо переоборудовано в новый 4-й троллейбусный парк;
  • Открылись маршруты № 25: Добрынинская площадь — Мейеровский проезд, 26: Таганская площадь — Метро «Автозаводская», 27: Таганская площадь — МЗМА.
1958
  • Открылся маршрут № : Кутузовский проспект — Рижский вокзал.
1959
  • Открылись маршруты № 28: Крымская площадь — МГУ, 29: Неглинная улица — Преображенская площадь, 30: Проезд Энтузиастов — Перово поле, 31: Стадион имени Ленина (южная) — Рахмановский переулок, 32: Электрозаводский мост — 9-я улица Соколиной Горы, 33: Метро «Октябрьская» — 4-я улица Строителей.
1960
  • Открылись маршруты № 21к: Метро «Аэропорт» — Путепровод Окружной железной дороги, 23к: Площадь Ильича — 1-я Хуторская улица, 34: Киевский вокзал — Мосфильмовская улица, 29, 35: Метро «Краснопресненская» — Серебряный бор, 36: ВДНХ (южная) — Гостиница «Останкино».
1961
  • Открылся маршрут № 37: Метро «Университет» — Улица Кравченко.
  • 3-й троллейбусный парк объединился с 8-м автобусным в Филёвский автобусно-троллейбусный парк.
1962
  • 26.07.1962 — открылся 6-й троллейбусный парк;
  • Прекратил работу маршрут № 37;
  • Открылись маршруты № 38: Шарикоподшипниковская улица — Ветеринарная академия, 39: Площадь Маяковского — Улица Генерала Ермолова, 40: Велозаводская улица — Рыбокомбинат.
1963
  • 01.01.1963 — трамвайное депо имени И. И. Артамонова переоборудовано в новый 5-й троллейбусный парк;
  • Прекратили работу маршруты № , 21к, 23к;
  • Открылись маршруты № 37: Метро «Добрынинская» — Кинотеатр «Ангара», 41: Площадь Дзержинского — Преображенская площадь, 42: Площадь Коммуны — Рижский вокзал, 43: Метро «Аэропорт» — Карамышевская набережная, 44: Метро «Сокол» — Площадь Академика Курчатова, 45: Бауманская площадь — Площадь Дзержинского, 46: Площадь Дзержинского — 4-я Кабельная улица (прекратил работу в том же году), 47: Крымская площадь — 34-35-й кварталы Юго-Запада.
1964
  • 30.10.1964 — открылся 7-й троллейбусный парк;
  • Открылись маршруты № 34к: Киевский вокзал — Улица Кравченко, 46: Киевский вокзал — Раменки, 48: Площадь Дзержинского — Гостиница «Турист», 49: Метро «Университет» — Балаклавский проспект, 50: Метро «Таганская» — Проспект 40 лет Октября.
1965
  • Открылись маршруты № 21к: Метро «Аэропорт» — Серебряный бор, 49к: Метро «Профсоюзная» — Балаклавский проспект, 51: Метро «Измайловская» — 5-я Парковая улица, 53: Площадь Прямикова — Перовская улица.
1966
  • Открылись маршруты № 52: Метро «Профсоюзная» — Кинотеатр «Ангара», 54: Белорусский вокзал — Метро «Филёвский парк», 55: Метро «Первомайская» — 15-я Парковая улица, 56: Белорусский вокзал — Бескудниковский бульвар.
1967
  • Открылись маршруты № 50к: Метро «Текстильщики» — Проспект 40 лет Октября, 57: Метро «Войковская» — Большая Академическая улица, 58: Метро «Речной вокзал» — Петрозаводская улица, 59: Метро «Сокол» — Улица Генерала Глаголева.
1968
  • Прекратил работу маршрут № 13к;
  • Открылись маршруты № 16к: Яузские ворота — Хохловка, 60: Таганская площадь — Карачаровский железнодорожный переезд.
1969
  • Открылись маршруты № 36к: ВДНХ (южная) — Гостиница «Алтай», 61: Метро «Сокол» — Карамышевская набережная, 62: Метро «Октябрьская» — Улица Миклухо-Маклая, 63: Метро «Кузьминки» — Нижние поля;
  • прекратил работу маршрут № 60.
1970
  • Прекратил работу маршрут № В.
1972
  • Прекратил работу маршрут № 44;
  • Открылся маршрут № 64: Метро «Войковская» — Прибрежный проезд (прекратил работу в том же году).
1973
  • Маршрут № 21к перенумерован в № 65;
  • Прекратил работу маршрут № 34к;
  • Открылся маршрут № 60: Метро «Варшавская» — Метро «Новые Черёмушки».
1974
  • Прекратил работу маршрут № 36к;
  • Открылись маршруты № 64: Метро «Выхино» — Ивановское, 66: Тишинская площадь — Шелепихинский мост.
1975
  • Открылись маршруты № 67: Метро «Каширская» — Орехово 3-е, 68: Проезд Энтузиастов — Ивановское.
1976
  • Прекратил работу маршрут № 11;
  • ОТкрылись маршруты № 44: Метро «Полежаевская» — Улица Курчатова, 70: Метро «Аэропорт» — Братцево, 71: Метро «Добрынинская» — Орехово 3-е.
1977
  • Открылся маршрут № 69: ВДНХ (южная) — Петровские ворота.
1978
  • Открылись маршруты № 72: Метро «Варшавская» — Улица Островитянова, 73: ВДНХ (южная) — 6-й микрорайон Бибирева.
1979
  • Открылся маршрут № 75: Метро «Текстильщики» — Улица Академика Скрябина.
1980
  • Открылись маршруты № 11: Метро «Каширская» — Липецкая улица, 33к: Кинотеатр «Ударник» — Улица Кравченко, 76: Метро «ВДНХ» — Холмогорская улица, 80: Метро «Медведково» — 6-й микрорайон Бибирева.
1982
  • 06.01.1982 — открылся маршрут № 81: Метро «Варшавская» — 17-й микрорайон Ясенева;
  • 15.04.1982 — Открылся 8-й троллейбусный парк;
  • Открылся маршрут № Бк — Садовое кольцо (внутреннее).
1983
  • Открылся маршрут № 11к: Метро «Каширская» — Липецкая улица.
1984
  • Открылся маршрут № 38к: Метро «Текстильщики» — Волжский бульвар.
1985
  • Прекратил работу маршрут № 33к;
  • Открылись маршруты № 72к: Метро «Варшавская» — Тарусская улица, 74: Метро «Кузьминки» — Марьино.
1986
  • Открылись маршруты № : Метро «Краснопресненская» — Савёловский вокзал, 77: Ивановское — Улица Плеханова, 78: Савёловский вокзал — Вагоноремонтная улица;
  • прекратили работу маршруты № 19, 23, 50к, 63, 72к.
1987
  • Прекратили работу маршруты № 16к, 81;
  • Открылись маршруты № 19: Метро «Сокол» — Крылатское, 23: Метро «Измайловская» — Уссурийская улица, 63: Площадь Дзержинского — Карачаровский железнодорожный переезд.
1989
  • Прекратил работу маршрут № 37.
1990
  • 10.01.1990:
    • открылся маршрут № 82: Метро «Каширская» — Загорье;
    • прекратил работу маршрут № 11к;
  • 06.03.1990 — открылся маршрут № 79: Стадион имени Ленина (южная) — Новый Арбат.
1991
  • Прекратили работу маршруты № 44, 49к;
  • Открылся маршрут № 83: Лубянская площадь — Комсомольская площадь.

Постсоветский период

Троллейбус при Юрии Лужкове

Во время пребывания на посту мэра Юрия Лужкова троллейбусная сеть развития не получила, однако производилось своевременное обновление подвижного состава. Последней вновь построенной линией был участок по Севастопольскому проспекту, улице Айвазовского, Тарусской (Ясногорской) улице от улицы Миклухо-Маклая до Голубинской улицы, открытый в 1992 году ещё до вступления мэра на должность.

Троллейбусная сеть Москвы не претерпевала существенных изменений с конца 1970-х годов, строительство новых линий было прекращено. Опережающее по сравнению с ростом пропускной способности улиц увеличение количества автотранспорта, особенно в центре и на крупных магистралях, существенно усложняло работу всех видов общественного транспорта Москвы. Поскольку троллейбусная сеть фактически проходила по наиболее напряжённым магистралям столицы, этот вид транспорта в наибольшей степени страдал из-за заторов, что сдерживало его развитие. В то же время, возможность закрытия маршрутных линий без снятия контактной сети с переводом их в служебные (сеть не мешала движению автотранспорта), не стимулировала городские власти создавать хордовые и связующие линии за пределами центра. В середине 2000-х годов открылось множество укороченных маршрутов, большинство из которых спустя несколько лет было отменено из-за ухудшения работы основных маршрутов.

В 2004—2005 годах был снесён 5-й троллейбусный парк, на его месте возведён жилой комплекс. В 2006 году было объявлено о предстоящей ликвидации 4-го троллейбусного парка на Лесной улице, который был закрыт 12 апреля 2014 года.

подробно 1992
  • Открылись маршруты № 20к: 2-й Часовой завод — Серебряный бор, 22к: Электрозаводский мост — 16-я Парковая улица, 35к: Метро «Полежаевская» — Улица Тухачевского, 44: Автозаводский мост — Аннино, 85: Метро «Профсоюзная» — Проезд Карамзина, вместе с последним открылась последняя вновь построенная линия XX века по Севастопольскому проспекту, улице Айвазовского, Тарусской (Ясногорской) улице от улицы Миклухо-Маклая до Голубинской улицы;
  • прекратили работу маршруты № 40, 46.
1993
  • Открылись маршруты № : Метро «Войковская» — Кинотеатр «Нева», 16к: Таганская площадь — Карачаровский железнодорожный переезд, 37: Красная площадь — Нагорный проезд, 70к: Универсам — Братцево, 84: Кинотеатр «Ударник» — Улица Кравченко;
  • прекратили работу маршруты № 22к, 79.
1994
  • Открылся маршрут № 29к: Сущёвский Вал — Улица Милашенкова.
1995
  • Открылись маршруты № 21к: Метро «Полежаевская» — Серебряный бор (позднее ставший рейсами маршрута № 21), 40: Велозаводская улица — Аннино, 43к: Метро «Войковская» — Карамышевская набережная, 46: Велозаводская улица — Метро «Коломенская».
  • прекратил работу маршрут № 44.
1996
  • Открылся маршрут № 79: Стадион «Лужники» (южная) — Новый Арбат.
1997
  • 03.02.1997 — открылся маршрут № 75к: Метро «Текстильщики» — Улица Академика Скрябина
  • 11.10.1997 — прекратил работу маршрут № 37: Нагорный проезд — Красная площадь;
  • 01.12.1997 — открылся маршрут № 44: Улица Генерала Ермолова — Метро «Александровский сад».
1998
  • 13.02.1998 — прекратил работу маршрут № 75к;
  • 01.04.1998 — маршрут № 20к перенумерован в № 86: Серебряный бор — Белорусский вокзал (2-й часовой завод).
  • 01.10.1998 — прекратил работу маршрут № 66;
1999
  • 12.1999 — открылся маршрут № 81: Метро «Варшавская» — Битцевский рынок.
  • Открылись маршруты № 37: Орлово-Давыдовский переулок — Гостиница «Останкино», 87: Улица Лебедева — Ленинский проспект;
  • Прекратили работу маршруты № 43к, 83;
  • Маршрут № 82 перенумерован в № 11к.
2000
  • 01.09.2000 — прекратил работу маршрут № 87;
  • 27.12.2000:
    • прекратил работу маршрут № 46;
    • открылся маршрут № 88: Автозаводский мост — Аннино.
2001
  • 15.01.2001 — открылся маршрут № : Москворецкий рынок — Метро «Нагатинская»;
  • 19.01.2001 — прекратил работу маршрут № ;
  • 13.12.2001:
    • открылся маршрут № 46: Велозаводская улица — Метро «Коломенская»;
    • прекратил работу маршрут № 88.
2003
  • 15.03.2003 — прекратил работу маршрут № ;
  • 09.05.2003 — открылся маршрут № Т: ВВЦ (южная) — Шереметьевский путепровод;
  • 01.09.2003 — прекратил работу маршрут № 16к;
  • 16.11.2003 — прекратил работу маршрут № Т.
2004
  • 15.02.2004 — открылся маршрут № 41к: Метро «Преображенская площадь» — Уссурийская улица;
  • 25.12.2004 — открылся маршрут № 12к: Белорусский вокзал — Больница МПС.
2005

В 2004—2005 годах был снесён 5-й троллейбусный парк.

  • 21.11.2005 — открылись маршруты № 48к: Капельский переулок — Гостиница «Турист», 63к: Метро «Таганская» — 138-й квартал Выхина;
  • 01.12.2005 — открылись маршруты № : Самотёчная площадь — Улица Милашенкова, 10к: Даниловская площадь — Новый Арбат, 14к: Капельский переулок — Платформа «Северянин», 22к: Электрозаводский мост — 16-я Парковая улица, 33к: Кинотеатр «Ударник» — Улица Кравченко, 47к: Сущевский Вал — Бескудниковский бульвар, 56к: Сущевский Вал — Базовская улица, 71к: Метро «Каширская» — Каширское шоссе, 148, 78к: Сущёвский Вал — Вагоноремонтная улица.
2006
  • 17.01.2006 — открылся маршрут № : Метро «Нагатинская» — Кинотеатр «Ударник»;
  • 01.03.2006:
    • прекратил работу маршрут № 14к;
    • открылся маршрут № 15к: Стадион «Лужники» (северная) — Трубная площадь;
  • 17.07.2006 — маршрут № 71к перенумерован в № 67к.
2007
  • 19.03.2007 — маршруты № 22к, 41к перенумерованы в № 87, 83.
  • 15.05.2007 — маршруты № , 12к перенумерованы в № 95, 82;
  • 18.05.2007 — открылся маршрут № 79к: Стадион «Лужники» (южная) — Новый Арбат;
  • 19.05.2007 — открылся маршрут № 25к: Комсомольская площадь — Проспект Будённого;
  • 08.09.2007:
    • прекратили работу маршруты № 5, 15к;
    • открылся маршрут № 31к: Стадион «Лужники» (южная) — Трубная площадь.
2008
  • 21.04.2008 — прекратил работу маршрут № 47к;
  • 28.04.2008 — открылся маршрут № 34к: Киевский вокзал — Улица Кравченко;
  • 11.08.2008 — открылся маршрут № : Метро «Войковская» — Кинотеатр «Нева»;
  • 01.12.2008:
    • маршрут № 25к перенумерован в № 88;
    • прекратил работу маршрут № 34к.
  • 27.12.2008 — прекратил работу маршрут № 10к.
2009
  • 03.08.2009:
    • прекратил работу маршрут № ;
    • открылся маршрут № 43к: Прибрежный проезд — Метро «Войковская»;
  • 01.12.2009 — прекратили работу маршруты № 56к, 78к.
2010
  • 07.06.2010 — прекратил работу маршрут № 48к;
  • 13.09.2010 — открылся маршрут № 20к: Метро «Полежаевская» — Серебряный бор, позднее ставший рейсами маршрута № 20.

В таблице представлено количество пассажиров, перевезённых за год c 1995 до 2011 (в млн человек):

Троллейбус при Сергее Собянине

Первые упоминания о планах закрытия троллейбусной системы, изначально в центре, датируются ноябрём 2010-го года, практически сразу после вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы.

В рамках запуска ночных маршрутов общественного транспорта, с 30—31 августа 2013 года три маршрута: № Бк, Бч, 15 были переведены на круглосуточный режим работы. С 6 декабря переведён ещё один маршрут — № 63, но только в ночь на субботу и воскресенье. С 16—17 декабря 2013 года и до окончания ремонта 30 мая 2015 года в связи с ремонтом Октябрьского тоннеля на Садовом кольце, ночные троллейбусы Б (Бч) и Бк заменялись на автобусы по тому же маршруту.

15 сентября 2013 года в связи с закрытием конечной станции «Метро „Юго-Западная“» открыта последняя новая линия по улицам Покрышкина и Озёрной, по которой были продлены маршруты № 62 и 84.

Несмотря на то, что троллейбусная сеть Москвы являлась крупнейшей в мире, её будущее оставалось неопределённым. В 2014 году мэр Сергей Собянин заявил о сокращении сети с ликвидацией её участков в центре с заменой на автобусы и электробусы по программам «Моя улица» и «Магистраль». В январе 2014 года генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов в интервью телеканалу «Москва 24» сообщил о том, что «приобретение меньшего количества троллейбусов связано с разработкой плана реформирования троллейбусного движения до 2020 года, предусматривающего вывод из эксплуатации троллейбусов и замену подвижного состава на автобусы».

С 2016 года Москва начала передавать бывшие в употреблении троллейбусы в другие города. Троллейбусы из Москвы получили Ульяновск, Саратов, Йошкар-Ола, Иваново, Рязань, Махачкала, Ростов-на-Дону, Брянск, Черкесск, Орёл, Березники, Вологда, Воронеж, Энгельс, Нижний Новгород, Балаково и Тула. Всего с 2016 года регионы получили из столицы 440 единиц подвижного состава, в 2020 году была запланирована передача еще 366 троллейбусов.

В 2016—2017 годах, в ходе выполнения программ «Моя улица» и «Магистраль», троллейбусная сеть была почти полностью демонтирована в центре города, вместо части троллейбусных маршрутов запустили автобусы.

Политика по закрытию троллейбусных маршрутов в центре города и планы по дальнейшему сокращению троллейбусного движения до 2020 года подвергалась критике экспертов и горожан. В январе 2017 года на Суворовской площади состоялся митинг за сохранение троллейбусной сети, на котором присутствовали около 900 человек.

20 апреля 2018 года закончился приём заявок по конкурсу на поставку в Москву первых 200 электробусов, которые планировалось запустить в эксплуатацию осенью того же года на линиях, дублирующих маршруты троллейбусов № 7, 34к, 42, 76, 36, 83, 73 и 80. Водителей троллейбусов намеревались переучить на водителей электробусов, тем самым сохранив для них рабочие места. Мэрия Москвы заявляла, что к концу 2019 года по улицам столицы будет курсировать 600 электробусов, а Москва войдёт в тройку городов Европы и Америки, имеющих наибольшую долю электробусов. Однако вопреки заявлениям правительства Москвы, в действительности на май 2019 года в столицу было поставлено всего лишь 100 электробусов по первым двум контрактам, согласно которым к 1 апреля 2019 года в городе должно было быть поставлено 200 машин, и разыгран третий контракт на 100 машин.

Летом 2018 года стало известно о планах полного закрытия троллейбусного движения в Москве к осени 2020 года. Предполагалось перепрофилирование оставшихся троллейбусных площадок под электробусные (площадку «Ленинградская» филиала «Центральный») и под автобусные (площадку «Ходынская» филиала «Центральный», а также филиал «Черёмушкинский»). Судьба филиала «Восточный» не ясна и в настоящее время. Ранее часть из площадок предполагалось переформировать в совмещённые автобусно-троллейбусные парки.

Весной 2019 года по приказу департамента транспорта Москвы, «Мосгортранс» начал массовый демонтаж участков контактной сети, не использующейся действующими маршрутами. Были демонтированы и совершенно новые участки контактной сети, установленные после реконструкции по программе «Моя улица», которые никогда не эксплуатировались.

Полное прекращение троллейбусного движения изначально было запланировано на сентябрь — октябрь 2020 года. В 2018—2020 годах правительство Москвы закупило несколько сотен электробусов и автобусов, которые должны были заменить оставшиеся троллейбусы.

25 августа 2020 года оставшиеся маршруты № 28, 59, 60, 64, 72 были переведены на обслуживание автобусами, а маршрут № м4 — электробусами.

С 4 сентября 2020 года запущен маршрут № Т: Метро «Комсомольская» — Елоховская площадь через Новорязанскую улицу (на которой с 1937 года располагался второй троллейбусный парк) как «знак уважения» троллейбусу. На базе парка будет открыт Музей Транспорта Москвы, в экспозицию которого войдут троллейбусы разных лет. На маршруте регулярно работают два троллейбуса модели СВАРЗ-МАЗ-6275, а в праздничные дни ожидается работа двух ретротроллейбусов модели ЗиУ-5.

подробно 2011
  • 03.11.2011 — маршрут № 31к объединился с маршрутом № 31.
2012
  • 03.02.2012 — по маршруту троллейбуса № 34 по рабочим дням организуются короткие рейсы № 34к: Киевский вокзал — Улица Кравченко, позднее ставшие самостоятельным маршрутом;
  • 10.08.2012 — прекратил работу маршрут № 69.
2013
  • 15.09.2013 — открытие последней новой троллейбусной линии по улицам Покрышкина и Никулинской.
  • 11.11.2013 — открылся маршрут № 66: Метро «Филёвский парк» — Метро «Краснопресненская».
2014
  • 12.04.2014 — выпуск троллейбусов 4-го троллейбусного парка прекращён;
  • 23.06.2014 — прекратил работу маршрут № 46;
  • 04.07.2014 — прекратил работу маршрут № 25;
  • 24.11.2014 — прекратил работу маршрут № 75.
2015
  • 17.07.2015 — прекратил работу маршрут № 67к;
  • 03.08.2015 — прекратили работу маршруты № 68, 87;
  • 01.10.2015 — маршрут № объединился с маршрутом № 3;
  • 28.11.2015 — прекратил работу маршрут № 35к;
  • 05.12.2015 — маршруты № 79к, 95 объединились с маршрутом № 79.
2016
  • 02.05.2016:
    • переведены на обслуживание автобусами маршруты № 1, 2, 9, 15, 31;
    • прекратил работу маршрут № 44;
  • 07.07.2016 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № Б, Бк, 3, 10, 39, 47, 79;
  • 08.10.2016:
    • прекратили работу маршруты № , 33к, 84;
    • маршруты № 33, 62 перенумерованы в № м4, № 16, 63 в № м7, № 45 в № м8;
    • открылись маршруты № м4к: Улица Кравченко — Кинотеатр «Ударник», м7к: Карачаровский путепровод — Метро «Лубянка»;
  • 07.11.2016 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 67;
  • 03.12.2016 — открылся последний новый маршрут № 75: Новокосино — Ивановское. Московский троллейбус впервые в своей истории вышел за пределы МКАД.
2017
  • 11.02.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 55;
  • 18.03.2017 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 29, 29к;
  • 29.04.2017 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 13, 32;
  • 13.05.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 71;
  • 29.05.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 18;
  • 03.06.2017 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 51, 86;
  • 05.06.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 88;
  • 10.06.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № м8;
  • 17.06.2017:
    • переведены на обслуживание автобусами маршруты № м7, м7к;
    • прекратил работу маршрут № 23;
  • 05.08.2017:
    • переведён на обслуживание автобусами маршрут № 78;
    • маршрут троллейбуса № 63к перенумерован в № 63;
  • 25.08.2017 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 26, 63;
  • 26.08.2017 — прекратил работу маршрут № 48;
  • 07.10.2017 — прекратили работу маршруты № м4к, 37;
  • 25.11.2017 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 19.

С 2010 по 2018 год Мосгортрансом было приобретено 573 новых троллейбуса.

2018
  • 21.04.2018:
    • переведён на обслуживание автобусами маршрут № 56;
    • по маршруту троллейбуса № 7 были введены ежедневные короткие рейсы № : Метро «Парк Победы» — Метро «Октябрьская»;
  • 01.09.2018 — на всех троллейбусных маршрутах, наравне с автобусом и трамваем, действует бестурникетный режим.
2019
  • 09.02.2019 — прекратил работу маршрут № 12;
  • 12.03.2019 — переведён на обслуживание электробусами маршрут № 36;
  • 30.03.2019 — переведён на обслуживание электробусами маршрут № 73;
  • 08.05.2019 — переведён на обслуживание электробусами маршрут № 80;
  • 18.05.2019 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 7, 11, 17, 34, 34к, 38, 50;
  • 15.07.2019 — переведён на обслуживание электробусами маршрут № 76;
  • 01.08.2019 — переведён на обслуживание электробусами маршрут № 83;
  • 09.09.2019:
    • переведены на обслуживание электробусами маршруты № 14, 42;
    • переведён на обслуживание автобусами маршрут № 41;
    • выпуск троллейбусов филиала «Северо-Восточный» прекращён;
  • 02.11.2019 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 53;
  • 11.11.2019 — выпуск троллейбусов основной площадки филиала «Центральный» прекращён.
2020
  • 01.02.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 24;
  • 15.02.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 66;
  • 10.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 6;
  • 16.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 11к;
  • 18.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 58;
  • 21.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 54;
  • 23.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 43к;
  • 28.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 75;
  • 30.03.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 70к;
  • 30.04.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 81;
  • 10.05.2020 — выпуск троллейбусов площадки «Ходынская» филиала «Центральный» прекращён;
  • 14.05.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 35;
  • 21.05.2020 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 49, 52;
  • 01.06.2020 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 21, 27, 61, 74, 77, 82;
  • 11.06.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 40;
  • 17.06.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 43;
  • 18.06.2020 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 8, 57;
  • 19.06.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 30;
  • 13.07.2020 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 4, 65;
  • 20.07.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 85;
  • 03.08.2020 — переведены на обслуживание автобусами маршруты № 22, 70;
  • 17.08.2020 — переведён на обслуживание автобусами маршрут № 20;
  • 25.08.2020:
    • переведён на обслуживание электробусами маршрут № м4;
    • переведены на обслуживание автобусами маршруты № 28, 59, 60, 64, 72;
  • 04.09.2020 — открылся маршрут № Т: Метро «Комсомольская» — Елоховская площадь.

Подвижной состав

На единственном маршруте № Т работают троллейбусы СВАРЗ-МАЗ-6275 в количестве двух штук. Со временем ожидается выход на линию нескольких ретро-троллейбусов.

Передача троллейбусов в другие города

Начиная с 2016 года и после закрытия, московские троллейбусы раздаются в регионы.

Запланирована передача 50 троллейбусов в Ижевск, 40 троллейбусов получит Нижний Новгород, 20 получит Курск, по 10 троллейбусов получат Калуга и Омск.

Музейный

Троллейбусные поезда

В 1970 году на московском троллейбусном ремонтном заводе был изготовлен троллейбусный поезд киевского изобретателя Владимира Веклича из двух троллейбусов МТБ-82/82Д. В 1986 году в 7-ом троллейбусном парке проходили испытания два поезда из двух троллейбусов ЗиУ-682, соединённых по системе Владимира Веклича. К этому времени в СССР троллейбусные поезда успешно эксплуатировались более чем в 20 городах страны (только в Киеве в поездах использовалось 55 процентов всего парка троллейбусов (296 сцепок)). Однако из-за интенсивного движения в городе ГАИ запретила эксплуатацию троллейбусных поездов в Москве.

Описание сети

Единственный маршрут № Т проходит по улицам Краснопрудная, Нижняя Красносельская, Спартаковская, Новорязанская и Рязанскому проезду. Троллейбусы на маршрут следуют по служебной линии длиной 19 км от площадки «Новокосинская» филиала «Восточный».

Историческая

Троллейбусная сеть Москвы была радиально-кольцевой. От Садового кольца расходились около двадцати радиальных линий по крупным магистралям до МКАД. На ряде магистралей троллейбус являлся основным видом транспорта.

Центральная часть

По Садовому кольцу ходили маршруты № Б, Бк и 10. В районе метро «Красные Ворота» (параллельно служебной линии по Каланчёвской улице) отходил участок 24-го маршрута, уникальный тем, что пересекал основную сеть только на Разгуляе, но не имел стрелок до 2003 года, из-за чего при следовании в парк водитель переставлял штанги вручную.

Радиальные линии

  • Северная часть. Линии по Дмитровскому, Алтуфьевскому и Ярославскому шоссе (и их начальным отрезкам), связанные друг с другом через Ботаническую улицу и улицу Академика Королёва. С сетью Северо-западе была связана через Третье транспортное кольцо.
  • Восточная часть. Линии по Щёлковскому шоссе, шоссе Энтузиастов, Волгоградскому проспекту; по Таганской и Нижегородской улицам, Рязанскому проспекту (единственная, которая проходила от Садового кольца до МКАД без ответвлений) и Носовихинскому шоссе.
  • Южная часть. Линии по Каширскому и Варшавскому шоссе, проспекту Андропова и Липецкой улице, Севастопольскому, Новоясеневскому проспектам и Профсоюзной улице. Хордовые линии по улицам Каховка и Намёткина, а также по Нахимовскому и Ломоносовскому проспектам (последняя связывала эту сеть с сетью юго-Запада).
  • Юго-западная часть. Троллейбусные линии по магистралям вокруг МГУ: проспектам Ленинскому, Ломоносовскому, Вернадского, Университетскому и Мичуринскому, улицам Мосфильмовской и Косыгина. Наиболее связанный участок сети за пределами Центра.
  • Северо-западная часть. Линии по Ленинградскому и Волоколамскому шоссе, проспекту маршала Жукова с ответвлениями в Крылатское и Коптево.

Химкинский троллейбус

По территории Москвы, недалеко от бывшего ответвления в Братцево, частично проходит Химкинская троллейбусная сеть, которая не пересекалась и не имела общих участков с московской. Троллейбусы из подмосковного города Химки, которые обслуживаются МУП «Химкиэлектротранс», подходят к станции метро «Планерная».

Маршруты

Троллейбусные парки

  • Троллейбус Тролза-5275 № 2719 следует из парка с табличкой «До Комсомольской площади»

  • Троллейбус ВМЗ-170 № 2599 следует в парк в табличкой «В Ново-Косино»

  • Маршрутный трафарет на остановках, где троллейбусы следуют из парка

  • Маршрутный трафарет на остановках, где троллейбусы следуют в парк

Недостроенный троллейбусный парк в районе Митино

Адрес: улица Зенитчиков, 16. 55°50′12″ с. ш. 37°20′55″ в. д.

Строительство парка на 250 машино-мест началось в 1998 году и практически сразу же было заморожено. К лету 2001 года строители не продвинулись дальше фазы земляных работ. Отчасти это было вызвано тем, что жители соседнего 8-го микрорайона Митина организовывали митинги против строительства неэкологичного, по их мнению, объекта (неизвестно кем был запущен слух, что на этой площадке строится мусороперерабатывающий завод). В итоге было принято компромиссное решение — полноценного парка строить не будут, но для обслуживания жителей Митина будет построена открытая площадка для стоянки троллейбусов — филиал 1-го парка.

Несмотря на это, парк начал строиться в виде полноценного и самостоятельного предприятия. По состоянию на апрель 2008, были готовы в конструкциях здание ремонтного цеха и тяговая подстанция, велись работы по асфальтированию открытой площадки. Большая часть работ, необходимых для ввода парка в строй, была выполнена.

Сроки открытия публично никогда не назывались, что было обусловлено крайне низким финансированием — в 2010 году на все работы было предусмотрено только 45 миллионов рублей, что, например, в два раза меньше, чем продолжение реализации программы по переводу 11-го автобусного парка на использование природного газа. Согласно государственной программе города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012—2016 годы» достройка митинского троллейбусного парка планировалась к 2012 году.

  • Фотографии строительства, 2008 год.

Весной 2013 года появилась информация, что в качестве троллейбусного парк достроен не будет, а станет автобусным. В период с мая 2013 до лета 2015 года площадка использовалась для хранения газовых автобусов 11-го автобусного парка, на время следствия отставленных от эксплуатации, после чего была снова заброшена. В 2015 году появились слухи о достройке на базе Митинского троллейбусного парка — 11-го автобусного парка, после объединения его с Зеленоградским автокомбинатом (19-й автобусный парк).

В июне 2018 года стало известно, что вместо троллейбусного парка будет построен автобусный парк на 298 машиномест, но в августе 2019 года заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов сообщил, что на будущей площадке вместо автобусного парка будет размещаться электробусный.