Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке

11.02.2021

Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке — церковь Русской православной церкви в Москве, построенная в 1514—1518 гг. и снесённая в 1924 г. Находилась на углу Большой Лубянки и Кузнецкого Моста.

История

В 1514 г. Василий III распорядился построить в Москве одиннадцать каменных церквей. Среди них была и Введенская церковь, которая была сооружена в 1514—1518 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым для поселенцев Псковского подворья.

В 1551 г. состоялся Стоглавый собор, по решению которого Введенская церковь стала главным храмом одного из семи сороков, или благочиний, на которые была поделена Москва.

В первой половине XVII в. Введенская церковь была приходским храмом князя Дмитрия Пожарского, и именно в ней с 1612 г. хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая помогла спасти Москву от нашествия поляков.

В Смутное время церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы пострадала от вандализма поляков. Князь восстановил её и сразу же после победы в октябре 1612 г. поставил в этом храме чудотворную Казанскую икону Божией Матери, спасшую Москву. До окончания строительства Казанского собора в Введенскую церковь дважды в год совершали крестный ход из Кремля.

После того, как икону торжественно перенесли в новый Казанский храм, патриарх Филарет учредил к ней на Лубянку[прояснить] особый крестный ход. Известно, что царь Михаил Федорович накануне праздника бывал в Введенской церкви на вечерней службе.

Князь Пожарский подарил Введенскому храму список Казанской иконы в золочёном окладе, щедро украшенном жемчугом, и икону Спасителя с изображением святителей Петра и Алексея. Также Пожарский пожертвовал храму образ Знамения.

В честь своей супруги, скончавшейся в 1635 г., Пожарский устроил во Введенской церкви придел во имя св. великомученицы Параскевы Пятницы.

В середине XVIII века Введенская церковь на Лубянке была заново перестроена архитектором Постниковым на средства прихожан. Он внёс значительные изменения в архитектурный облик церкви: заново были выстроены восьмерик с трапезной и колокольня в стиле барокко. Церковь освящал будущий знаменитый митрополит Платон.

В 1817 г. в храме была обновлена живопись на средства владельца антикварного магазина Д. А. Лухманова.

В 1826 г. здесь отпевали графа Растопчина.

В 1924 г. церковь была снесена, так как являлась помехой автомобильному движению. Иконы и святыни храма передали в близлежащую церковь Вознесения бывшего Варсонофьевского монастыря, которая впоследствии также была разрушена.

Современность

Сейчас на месте, где стоял Введенский храм, находится площадь Воровского.

Фундамент Введенского храма, наряду с фундаментами трех других снесённых храмов, был обнаружен археологами во время работ по замене коммуникаций. Как сообщил в июне 2017 года руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов, «находки представляют собой руины», которые с целью сохранения должны быть законсервированы и засыпаны «стерильным грунтом, чтобы вернуть их в привычную среду»:

Это подземные части сооружений, которые никогда не предназначались для того, чтобы находиться на открытом воздухе. Экспонировать их очень сложно с технической точки зрения.