Ремённая передача
Ремённая передача — это передача механической энергии при помощи гибкого элемента — приводного ремня, за счёт сил трения или сил зацепления (зубчатые ремни). Может иметь как постоянное, так и переменное передаточное число (вариатор), валы которого могут быть с параллельными, пересекающимися и со скрещивающимися осями.
Состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня (одного или нескольких).
Достоинства и недостатки
Достоинства
- плавность работы;
- бесшумность;
- компенсация неточности установки шкивов редуктора, особенно по углу скрещивания между валами, вплоть до применения передачи между перемещаемыми валами;
- компенсация перегрузок (за счёт проскальзывания);
- сглаживание пульсаций как от двигателя (особенно ДВС), так и от нагрузки, поэтому упругая муфта в приводе может быть необязательна;
- отсутствие необходимости в смазке;
- низкая стоимость деталей (ремня и шкивов);
- лёгкий монтаж;
- возможность использования в качестве муфты сцепления (например, на мотоблоках)
- (для ремней) возможность получения регулируемого передаточного отношения (вариатор)
- достоинства в сравнении с цепной передачей:
- достоинства в сравнении с зубчатой передачей:
- возможность передачи движения между валами, находящимися на значительном расстоянии друг от друга;
Недостатки
- большие размеры (для одинаковых условий нагружения диаметры шкивов должны быть почти в 5 раз больше, чем диаметры зубчатых колёс);
- малая несущая способность;
- малый срок службы (в пределах 1000—5000 часов);
- скольжение (не относится к зубчатым ремням), из-за чего непостоянство передаточного числа;
- повышенная нагрузка на валы и их опоры, что связано с необходимостью достаточно высокого предварительного натяжения ремня;
- наличие дополнительных элементов (всегда — для натяжения ремня и иногда — для гашения колебаний длинной ветви и удержания ремня на шкивах)
Зубчатые ремни включают в себя достоинства как ремённых передач (бесшумность, простота конструкции и обслуживания), так и цепных передач (постоянство передаточного отношения, большая нагрузочная способность по сравнению с «обычными» ременными передачами).
Классификация
- По способу передачи механической энергии:
- трением;зацеплением.
- По виду ремней:
- плоские ремни (1);
- клиновые ремни (2);
- поликлиновые ремни (многоручьевые) (4);
- зубчатые ремни;
- ремни круглого сечения (Пассик) (3).
- По применению ремней:
- вариаторные;
- тяговые;
- транспортировочные (конвейерная лента);
- протяжные;
- вентиляторные ремни;
Основные характеристики
- Мощности:
- 0,3…50 кВт
- свыше 300 кВт редко — большие размеры
- Скорости и передаточные отношения:
- 5…30 м/с
- до 80…100 м/с — новые материалы и более совершенные конструкции
- передаточное отношение 4…5
- передаточное отношение до 10 (клиноремённые, плоскоремённые с натяжным роликом)
- Области рационального применения:
- высокие скорости и плавность работы
- Межосевое расстояние:
- угол обхвата на малом шкиве не меньше 150°
- оптимальное a o p t i m = 2 ( d 1 + d 2 ) {displaystyle a_{optim}=2(d_{1}+d_{2})}
- в клиноремённых a m i n = 0 , 55 ( d 1 + d 2 ) + h {displaystyle a_{min}=0,55(d_{1}+d_{2})+h}
Примечание:
d 1 {displaystyle d_{1}} и d 2 {displaystyle d_{2}} — диаметры малого и большого шкивов соответственно h {displaystyle h} — высота сечения ремняГОСТы
История
Именно ремни и ременные передачи исторически были первыми приводами (в русском происхождении) — механизмами доставлявшими энергию от реки (воды) к оборудованию на фабрике.