Ремённая передача


Ремённая передача — это передача механической энергии при помощи гибкого элемента — приводного ремня, за счёт сил трения или сил зацепления (зубчатые ремни). Может иметь как постоянное, так и переменное передаточное число (вариатор), валы которого могут быть с параллельными, пересекающимися и со скрещивающимися осями.

Состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня (одного или нескольких).

Достоинства и недостатки

Достоинства

  • плавность работы;
  • бесшумность;
  • компенсация неточности установки шкивов редуктора, особенно по углу скрещивания между валами, вплоть до применения передачи между перемещаемыми валами;
  • компенсация перегрузок (за счёт проскальзывания);
  • сглаживание пульсаций как от двигателя (особенно ДВС), так и от нагрузки, поэтому упругая муфта в приводе может быть необязательна;
  • отсутствие необходимости в смазке;
  • низкая стоимость деталей (ремня и шкивов);
  • лёгкий монтаж;
  • возможность использования в качестве муфты сцепления (например, на мотоблоках)
  • (для ремней) возможность получения регулируемого передаточного отношения (вариатор)
  • достоинства в сравнении с цепной передачей:
— возможность работы на высоких окружных скоростях; — при обрыве ремня прочие элементы привода не повреждаются, и шкивы вращаются свободно (а при обрыве цепи она часто складывается, повреждая кожух и блокируя приводной вал)
  • достоинства в сравнении с зубчатой передачей:
    • возможность передачи движения между валами, находящимися на значительном расстоянии друг от друга;

Недостатки

  • большие размеры (для одинаковых условий нагружения диаметры шкивов должны быть почти в 5 раз больше, чем диаметры зубчатых колёс);
  • малая несущая способность;
  • малый срок службы (в пределах 1000—5000 часов);
  • скольжение (не относится к зубчатым ремням), из-за чего непостоянство передаточного числа;
  • повышенная нагрузка на валы и их опоры, что связано с необходимостью достаточно высокого предварительного натяжения ремня;
  • наличие дополнительных элементов (всегда — для натяжения ремня и иногда — для гашения колебаний длинной ветви и удержания ремня на шкивах)

Зубчатые ремни включают в себя достоинства как ремённых передач (бесшумность, простота конструкции и обслуживания), так и цепных передач (постоянство передаточного отношения, большая нагрузочная способность по сравнению с «обычными» ременными передачами).

Классификация

  • По способу передачи механической энергии:
    • трением;зацеплением.
  • По виду ремней:
    • плоские ремни (1);
    • клиновые ремни (2);
    • поликлиновые ремни (многоручьевые) (4);
    • зубчатые ремни;
    • ремни круглого сечения (Пассик) (3).
  • По применению ремней:
    • вариаторные;
    • тяговые;
    • транспортировочные (конвейерная лента);
    • протяжные;
    • вентиляторные ремни;

Основные характеристики

  • Мощности:
    • 0,3…50 кВт
    • свыше 300 кВт редко — большие размеры
  • Скорости и передаточные отношения:
    • 5…30 м/с
    • до 80…100 м/с — новые материалы и более совершенные конструкции
    • передаточное отношение 4…5
    • передаточное отношение до 10 (клиноремённые, плоскоремённые с натяжным роликом)
  • Области рационального применения:
    • высокие скорости и плавность работы
  • Межосевое расстояние:
    • угол обхвата на малом шкиве не меньше 150°
    • оптимальное a o p t i m = 2 ( d 1 + d 2 ) {displaystyle a_{optim}=2(d_{1}+d_{2})}
    • в клиноремённых a m i n = 0 , 55 ( d 1 + d 2 ) + h {displaystyle a_{min}=0,55(d_{1}+d_{2})+h}

Примечание:

d 1 {displaystyle d_{1}} и d 2 {displaystyle d_{2}} — диаметры малого и большого шкивов соответственно h {displaystyle h} — высота сечения ремня

ГОСТы

История

Именно ремни и ременные передачи исторически были первыми приводами (в русском происхождении) — механизмами доставлявшими энергию от реки (воды) к оборудованию на фабрике.