Шпет, Густав Густавович
Густав Густавович Шпет (26 марта [7 апреля] 1879, Киев — 16 ноября 1937, Колпашево) — русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы, педагог. Полиглот, знавший 17 языков. Действительный член (1921) и вице-президент (1923—1929) Государственной академии художественных наук.
Биография
Густав — внебрачный ребёнок офицера австро-венгерской армии по фамилии Кошиц и Марцелины Иосифовны Шпет из обедневшей польской дворянской семьи.
В 1898 году Густав Шпет окончил 2-ю киевскую гимназию и поступил в местный Императорский университет Святого Владимира на физико-математический факультет. За участие в революционном студенческом движении он был исключён из университета и выслан из Киева.
В 1901 году, вернувшись после высылки, он снова поступил в университет, теперь на историко-филологический факультет, который закончил с дипломом 2-й степени в 1905 году. Участвовал в «психологической семинарии» Г. И. Челпанова. Его конкурсное сочинение «Ответил ли Кант на вопросы Юма» было удостоено золотой медали и опубликовано в университетском издательстве.
После окончания два года работал учителем в частных гимназиях. Среди прочего, преподавал в 1906/07 учебном году в киевской Фундуклеевской женской гимназии, где среди учениц выпускного 7 класса была Анна Горенко (в будущем — поэтесса Анна Ахматова).
В 1907 году Шпет переехал в Москву, где читал лекции во многих вузах и гимназиях, в частности в университете Шанявского, Высших женских курсах, педагогическом институте. Ездил в Сорбонну, Эдинбург. В 1910 году получил звание приват-доцента. В 1912—1913 годах стажировался в Гёттингенском университете. Слушал лекции Гуссерля по феноменологии. Результатом стажировки стала работа Шпета «Явление и смысл» (1914), в которой представлена интерпретация гуссерлевских «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии». Диссертация Шпета «История как проблема логики» была защищена в Московском университете в 1916 году. В этом же году он был избран профессором Высших женских курсов и приват-доцентом Московского университета. Преподавал в Алфёровской гимназии, известном Московском либеральном учебном учреждении для девочек, и женился на его выпускнице Наташе Гучковой.
В 1918—1921 годах — профессор историко-филологического факультета московского университета; читал лекции по логике и педагогике.
В 1918 году подготовил к публикации сочинение «Герменевтика и её проблемы», но работа была издана только в 1989—1991 годах. С 1921 — действительный член Российской Академии Художественных Наук, с 1924 года — вице-президент РАХН (с 1927 года — ГАХН). В этот период Шпет продолжал работу над «Историей как проблемой логики», издал работы: «Внутренняя форма слова», «Эстетические фрагменты», «Введение в этническую психологию» и др.
В 1921 году возглавил Институт научной философии, созданный при факультете общественных наук 1-го МГУ, уволен с занимаемой должности в 1923 году.
С 1932 года — проректор Академии высшего актёрского мастерства.
Философия
Шпет считал, что философия должна быть «чистым знанием». Парменидовско-платоновское учение должно быть обновлено в свете герменевтики, таким образом получается онтологическая связка «бытие — мышление — слово». Разрешая психофизическую проблему постулированием тождества предмета мысли и предмета бытия, Шпет сосредотачивает внимание на том, как это тождество являет себя в мире — в слове. Слово — это не только единица герменевтического анализа, слово — это целое. Разум порождает словесный мир, за рамками которого невозможно познание, однако в слове можно выразить любую вещь, в том числе и сам мир.
«Чистая философия» Шпета вступает в конфликт с «софийной» мудростью русской философии конца XIX, начала XX века. В связи с этим Шпет констатирует неудовлетворительное состояние мысли в России, поэтому следует говорить о философствовании в России, а не о наличии самостоятельной философской школы. Оригинальным было лишь философствование о судьбе России, заключает Шпет.
Эстетика
Искусство и эстетика в понятии Шпета являются синонимами. Задачей искусства является бесцельное украшение, красота. Ввиду того, что весь мир есть слово, а слово — архетип культуры, в сфере искусства может быть только фиктивное, то есть культура. Природа в себе в отличие от культуры сохраняет «естественное безобразие» и не может стать предметом искусства.
Стержневым понятием в философии искусства является «структура слова», которая охватывает не только форму и содержание слова, но и связь между значением и предметом. Слово при этом есть многозначное понятие, которое относится не только к отдельным вещам, но и к более крупным грамматическим единицам: предложение, текст, язык и т. д. Поэзия не истолковывает мир, как научная речь, и не направлена на эмоциональное воздействие на слушателей, как риторическая речь, но преобразует сам язык, приобретая тем самым исключительное значение. Поэзия образует саму культуру, которая является предметом искусства.
Арест и смерть
В ночь с 14 на 15 марта 1935 года был арестован. После окончания следствия (следователь Терехин) был осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР, приговорен к 5 годам ссылки и отправлен в Енисейск, затем по его просьбе переведён в Томск, куда прибыл 24 декабря 1935 года. Жил в Колпашевском переулке, д. 9. Поддерживал знакомство с профессорами Н. И. Карташовым и С. В. Мясоедовым, также высланным в Томск Н. Эрдманом. Занимался переводами (переписка Шиллера с Гёте, «Три разговора…» Беркли и др.) Последняя работа Шпета: перевод «Феноменологии духа» Георга Гегеля (изд. 1959).
27 октября 1937 года арестован вторично, обвинён в участии в антисоветской организации и 16 ноября расстрелян. В 1956 году был посмертно реабилитирован.
В Томске в литературном музее дома Шишкова (ул. Шишкова, д. 10) хранится коллекция, переданная дочерью Г. Шпета — М. Г. Шторх, личные вещи и предметы домашнего обихода семьи Шпетов, стереоснимки начала XX века и фотографии, автографы Шпета, копии писем философа Л. И. Шестова, родословная. Письма М. Г. Шторх и внуков Шпета — М. К. Поливанова и Е. В. Пастернак, статьи из периодики о жизни и творчестве Шпета.
22 февраля 2016 года в Москве на фасаде дома 17 по Брюсову переулку был установлен мемориальный знак «Последний адрес» Густава Густавовича Шпета.
Семья
Дети: Пётр (р. 1957), театральный художник, дизайнер; Борис (р. 1961), архитектор; Елизавета (р. 1967), филолог
Адреса
В Москве жил в доме артистов МХАТа по адресу Брюсов переулок, дом № 17. В рамках проекта «Последний адрес» 22 февраля 2015 года на доме была установлена табличка в память о его репрессированных жильцах, в том числе — и Густаве Шпете.
В Томске с конца декабря 1935 года жил по адресу Колпашевский переулок, дом № 9 (мемориальная доска)).
Сочинения
- Проблема причинности у Юма и Канта, 1907
- Явление и смысл, 1914
- Философское наследство П. Д. Юркевича, 1915
- История как проблема логики, 1916
- Сознание и его собственник, 1916
- Герменевтика и её проблемы, 1918
- Философское мировоззрение Герцена, 1921
- Очерк развития русской философии, 1922
- Антропологизм Лаврова в свете истории философии, 1922
- Эстетические фрагменты, 1922—1923
- Введение в этническую психологию, 1927
- Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольда, 1927
- Источники диссертации Чернышевского, 1929
Хронику жизни Г. Г. Шпета, а также полную библиографию его трудов и переводов см. в кн.: Густав Густавович Шпет / Под ред. Т. Г. Щедриной. Серия: «Философия России первой половины XX века». Гл. ред. серии Б. И. Пружинин. М.: РОССПЭН, 2014.
В настоящее время издается Собрание сочинений Г. Г. Шпета, включающее неизданные ранее, незавершенные произведения философа, хранящиеся в семейном архиве и ОР РГБ. Вышло двенадцать томов:
- Шпет Г. Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2005. — 688 с.
- Густав Шпет: жизнь в письмах. Эпистолярное наследие / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2005. — 719 с.
- Шпет Г. Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2006. — 624 с.
- Шпет Г. Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2007. — 712 с.
- Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. I / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2008. — 592 с.
- Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. II. Материалы. Реконструкция Татьяны Щедриной. — М.: РОССПЭН, 2009. — 864 с.
- Шпет Г. Г. Философская критика: отзывы, рецензии, обзоры / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2010. — 488 с.
- Шпет Г. Г. Философия и наука: лекционные курсы / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2010. — 496 с.
- Густав Шпет: Философ в культуре. Документы и письма / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2012. — 676 с.
- Густав Шпет и шекспировский круг. Письма, документы, переводы / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — СПб.: Петроглиф, 2013. — 760 с.
- Шпет Г. Г. История как проблема логики: Критические и методологические исследования. Часть первая. Материалы / Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.; СПб.: Университетская книга, 2014. — 510 с.
- Шпет Г. Г. История как проблема логики. Часть вторая. Архивные материалы. Реконструкция Татьяны Щедриной. — М.; СПб.: Университетская книга, 2016. — 728 с.
Переводы
- Феноменология духа (Гегель)
- Холодный дом (Диккенс), совместно с М. И. Клягиной-Кондратьевой
- Тяжелые времена (Диккенс)