Тхэквондо


Тхэквондо (кор. 태권도?, 跆拳道?), также таэквондо (калька с англ. Taekwon-do) — корейское боевое искусство. Характерная особенность — активное использование ног в бою; причём как для ударов, так и для блоков. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: [тхэ] «топтать» + [квон] «кулак» + [до] «путь, метод, учение, дао». По определению Чхве Хон Хи:

История

Развитие тхэквондо тесно переплетено с историей Кореи. Историю зарождения тхэквондо можно разделить на четыре исторических периода: зарождение и развитие корейских боевых искусств в период трёх государств, боевые искусства во времена государства Корё, во времена государства Чосон, современная история тхэквондо.

Зарождение и развитие боевых искусств в период трёх государств

Считается, что во времена трёх государств начали зарождаться такие единоборства как «субак» (수박) и «тхэккён» (택견), впоследствии ставшие основой для развития тхэквондо. В поздний период истории трёх государств единоборства на Корейском полуострове пользовались большой популярностью, особенно для подготовки воинов.

И, как результат этой популярности, субак и тхэккён становятся основой для обучения в различных молодёжных организациях, таких как «Хваран» (화랑도) в Силла и «Чоисонин» (조의손인) в Когурё.

Боевые искусства во времена государства Корё

В период государства Корё субак и тхэккён продолжили развиваться. Немаловажную роль в продвижении по службе военного того времени мог сыграть уровень владения им искусством тхэккён. Простых солдат, достигших определённого уровня владения тхэккён, представляли генералу, который выбирал лучших из них, чтобы сделать офицерами. Также в этот исторический период большим интересом королевской семьи пользовались соревнования по «субак» (수박).

Боевые искусства во времена государства Чосон (с 1897 — Корейская империя)

В XIV веке, после основания государства Чосон «субак» (수박) и «тхэккён» (택견) начинают терять свою популярность. Время от времени правительство принимало меры по подъёму боевого духа страны и развитию боевых искусств. Одна из них — публикация книги «муедоботхонджи» (무예도보통지), в которой описаны боевые искусства того периода. Четвёртый том этой книги, озаглавленный «техника рукопашного боя», включал 38 изображений, напоминающих сегодняшние движения в тхэквондо. Однако в конце XVI века произошла серия вторжений японцев, вооруженных полученными от португальцев фитильными аркебузами. Применение огнестрельного оружия изменило подход к военной подготовке: навыки владения рукопашным боем перестали играть значительную роль. В результате единоборства остались лишь в гражданском секторе.

Корейские боевые искусства в период Японской оккупации

В 1910 году Корея потеряла независимость и оказалась под властью японцев, которые старались заместить корейскую культуру и традиции, включая национальные боевые искусства. Впрочем нужно отметить, что в то время по всей Японии существовал запрет на обучение любым «ударным» единоборствам, который продолжался до 20-х годов, пока мастер Гитин Фунакоси не убедил императора Тайсё о необходимости включения боевых искусств (в 1935 году получивших название «каратэ») в программу общеобразовательных школ. Поэтому на протяжении нескольких десятилетий мастера, тайно занимающиеся корейскими единоборствами «субак» (수박) и «тхэккён» (택견), рисковали вдвойне.

Многие специалисты были вывезены либо добровольно уехали в Японию, часть мастеров сбежала в соседний Китай. Фактически до капитуляции Японии во Второй мировой войне корейские единоборства не развивались. Но многие корейские мастера практиковали окинавские и китайские единоборства, дополняя их традиционными корейскими техниками. Одним из наиболее знаменитых мастеров корейского происхождения является Чхве Ёнъи (최영의), основатель Кёкусинкай, широко известный под псевдонимом Ояма Масутацу.

После Второй мировой войны

15 августа 1945 года, после освобождения страны, корейские боевые искусства начали возрождаться. Вначале основными направлениями боевых искусств в этих школах были тансудо (당수도, танский или китайский кулак, корейское боевое искусство, получившее большое влияние китайских единоборств) и консудо (공수도, корейское название каратэ). Всех мастеров того периода объединяло лишь одно — понимание того, что все корейские традиции боевых искусств (субак, тхэккён и т. п.) должны быть объединены.

Корейская война внесла коррективы в планы по объединению корейских боевых искусств, но, тем не менее, была создана Ассоциация консудо (공수도) Кореи. Из-за многочисленных разногласий некоторые члены данной ассоциации вышли из её состава и организовали собственную — Ассоциацию тансудо (당수도) Кореи, которая впоследствии была официально включена в Ассоциацию любительского спорта Кореи.

Основатель одной из школ тансудо (당수도) Чхве Хон Хи, являясь генералом южнокорейской армии и пользуясь поддержкой президента Кореи Ли Сын Мана, в 1955 году включил свой стиль боевых искусств в программу подготовки военнослужащих. Он был убежден, что использовать китайские и японские названия боевых искусств нельзя, поэтому боевое искусство, преподаваемое военнослужащим, было названо тхэквондо.

В 1959 году была создана Ассоциация тхэквондо Кореи, которая сместила Ассоциацию тансудо (당수도). Но просуществовать в таком виде ей удалось недолго.

В 1960 году Генерал Чхве потерял поддержку президента страны. Этим воспользовались лидеры других ведущих корейских школ единоборств, несогласные с названием тхэквондо. Но, тем не менее, они приняли идею Чхве Хон Хи о том, что название должно отражать традиции Кореи. Была основана Ассоциация субакдо Кореи.

Ассоциация любительского спорта Кореи может аккредитовать только одну ассоциацию от одного вида спорта, поэтому по предложению властей Кореи тогда же было проведено учредительное собрание, где было принято решено объединить организации под названием Ассоциация тхэсудо Кореи (компромисс между словами тхэквондо и субак). Однако поскольку генерал Чхве Хон Хи был избран президентом новосозданной организации, то на своем посту он приложил усилия для возвращения названия тхэквондо, что ему удалось сделать в 1965 году, после чего он покинул пост в связи с истечением срока полномочий.

Стили и организации

Существует несколько основных стилей тхэквондо, что связано с руководящим органом или федерацией, определяющей стиль. Основные технические различия между стилями и организациями тхэквондо обычно заключаются в следующем:

  • Формальные комплексы;
  • Различия в правилах спарринга на соревнованиях;
  • Количество и виды соревновательных дисциплин;
  • Форма и экипировка.

ITF / Чан Хун стиль

Название происходит от псевдонима генерала Чхве Хон Хи — Чан Хун. Детально его особенности, включая методику преподавания, технику и формальные комплексы, описаны в 15-томной книге «Энциклопедия Таэквон-До». На данный момент этот стиль в силу исторических причин практикует множество международных организаций, не связанных друг с другом.

Международная федерация (ИТФ, МФТ)

Международная федерация тхэквондо (ITF) основана 22 марта 1966 года в Сеуле генералом Чхве Хон Хи. В 1972 году штаб-квартира организации переехала в Торонто вместе с основателем, который был вынужден покинуть Республику Корея в связи с избранием на третий президентский срок политического оппонента Пак Чон Хи, который хотя и был автором успешных экономических реформ в Республике Корея, но отличался тоталитарным стилем управления с репрессиями.

В 1974 году был проведен первый в истории ITF Чемпионат мира, который прошел в Монреале (Канада). Вскоре после этого был проведен Чемпионат Европы (1976 год) и создана All Europe Taekwon-Do Federation (1979 год), а затем — федерации в Северной и Центральной Америке. В начале 1980-х Чой Хон Хи начал тесно сотрудничать с властями Северной Кореи (КНДР), которые в значительной мере помогли в развитии организации. Главный же офис из Канады переехал в Австрию.

В 2002 году, после смерти основателя генерала Чхве Хон Хи, в организации произошел раскол. Помимо организации ITF со штаб-квартирой в Австрии, уже после его смерти появилась крупная международная организация ITF со штаб-квартирой в Испании. В странах экс-СССР для избежания путаницы принято называть версии как ИТФ (Австрия) и МФТ (Испания). В первую по состоянию на февраль 2021 года входит 126 национальных федераций, во вторую — 105.

Каждая из этих двух организаций проводит собственные Чемпионаты Европы (а также других континентов) и Чемпионаты Мира, что вызывает путаницу, особенно с учётом того, что правила соревнований у них отличаются: количеством соревновательных дисциплин, весовыми категориями, экипировкой, оценкой технических действий, размером площадки, требованиями к обязательным техническим действиям. Но титул Чемпиона, полученный на соревнованиях любой из упомянутых организаций ITF, в равной степени считается важным спортивным достижением, учитывая большое количество участников в весовых категориях. Каждая из этих организаций имеет международное признание среди таких крупных спортивных организаций как WADA и TAFISA, а ITF со штаб-квартирой в Испании ещё и подписала договор с ГАИСФ.

В мире существует ещё не менее 5 организаций, позиционирующих себя как правонаследники организации, основанной в 1966 году, однако в силу небольшого количества участников и спортсменов, они не получили легализации в национальных спортивных ведомствах и не входят в международные спортивные структуры.

Глобальная федерация (ГТФ)

Глобальная федерация тхэквондо основана грандмастером Пак Джунтхэ в 1990 году как протест против чрезмерного вмешательства руководства КНДР в дела спортивной организации. Формальные комплексы были дополнены новыми формами (хёнами): Чи Сан, Тангун, Чи Гу, Чук Ам, Пён Хва и Сон Док. Правила соревнований схожи с правилами ИТФ, действовавшими до раскола организации и описанными в книге «Энциклопедия тхэквондо», но с небольшими отличиями. Например, в дисциплине «спарринг» бои проводятся в один раунд, а не два, как в ИТФ, что приводит к боям высокой интенсивности; два раунда в ГТФ предусмотрено только в финалах. По состоянию на февраль 2020 года, в Глобальную федерацию тхэквондо входит 27 национальных спортивных федераций.

Taekwondo International (TI)

Taekwondo International (TI) позиционирует себя как платформа для объединения всех стилей и направлений тхэквондо и была создана ещё в 1991 году по инициативе Ассоциации Тхэквондо Великобритании (TAGB) и гранд-мастера Дэйва Оливера. Однако базовая техника полностью соответствует стилю Чан Хун. После 2002 года, благодаря миграции спортсменов из версий GTF и ITF (из-за конфликтов внутри организаций после смерти основателей), TI получила новый виток развития. По состоянию на январь 2020 года TI объединяет 64 национальные федерации по всему миру. Но развивается организация преимущественно в Великобритании, где насчитывается порядка 700 клубов, а за её пределами, увы, клубов немного, соревнования или информационно-учебные мероприятия проводятся редко. Правила соревнований схожи с ИТФ и ГТФ версиями тхэквондо.

WT / Кукки стиль (Олимпийская версия)

В 1972 году правительство Республики Корея построило в Сеуле центр развития тхэквондо, который получил название «Куккивон» (국기원). А уже в 1973 году «Куккивон» (국기원) принял первый чемпионат мира. Там же для развития тхэквондо за пределами Кореи была создана Всемирная федерация тхэквондо (ВТФ, WTF — World Taekwondo Federation).

Стиль, разработанный специалистами Куккивона, лишь частично совпадает с другими направлениями этого единоборства. Существенно отличаются стойки и формальные комплексы, терминология, правила проведения соревнований и основные понятия технических действий (зачетная зона, клинч, оценка удара). А наиболее известным отличием является полный запрет на удары руками в голову во время поединков. Во многих странах мира для упрощения понимания этот стиль называют олимпийским.

Всемирная федерация тхэквондо является наиболее успешной с точки зрения распространения и международной легитимности. Организация является членом различных международных спортивных сообществ, таких как Международной федерации студенческого спорта (FISU), Международного совета военного спорта (CISM) и так далее. Главным же достижением ВТФ является принятие Всемирной федерации тхэквондо в Международный Олимпийский комитет, и, соответственно, в программу летних Олимпийских игр.

Летом 2017 года название World Taekwondo Federation сократили до World Taekwondo (WT), а также произвели ребрендинг. Кроме того, 5 апреля 2018 года в Тунисе на Всемирной ассамблее тхэквондо значительно изменили правила соревнований в разделе кёруги (спарринг). По состоянию на 2020 год организация World Taekwondo объединяет 210 национальных ассоциаций, из которых 206 признаны МОК.

Американские стили

Тхэквондо в США развивалось автономно от Кореи и остального мира, в среде корейских эмигрантов. И фактически является смесью тансудо и авторских методик. От других версий американские стили отличаются собственным набором формальных комплексов, экипировкой, формой и, во многом, терминологией. Общей является техника ударов ногами, включая манеру исполнения.

Jhoon Rhee

Мастер Ли Джунгу родился 7 января 1932 года в городе Асан в Корее периода японского правления. В возрасте 15 лет он начал заниматься тансудо в школе Чхундокван у мастера Ли Вонгука. 22 ноября 1957 г. Ли Джунгу переехал в США и поступил в колледж Сан-Маркоса (штат Техас), а в 1962 году переехал в Вашингтон и открыл собственный клуб боевых искусств.

В 1966 году на волне популярности единоборств в кинематографе Ли Джунгу взял псевдоним Джун Ри и открыл одноименный клуб Jhoon Rhee Taekwondo в Конгрессе США. Благодаря этому он стал невероятно популярным в СМИ, прозвавшими его «отцом американского тхэквондо». В 1984 году указом президента США Джунгу назначали в Национальный Совет по профессиональному образованию. В 1988 году Президент Джордж Буш-старший назначил Джунгу специальным советником президента в Совете по развитию физической культуры и спорта. Выдающимися учениками и друзьями Джунгу были Брюс Ли и Мухаммед Али, Джек Андерсон, Джордж Аллен старший, Боб Ливингстон, Тони Роббинс, Джек Валенти и более 300 американских сенаторов и конгрессменов США. Ли Джунгу умер 30 апреля 2018 года в возрасте 86 лет.

Особенностью методики подготовки является включение в программу подготовки музыкальных формальных комплексов. Соревнования проводятся с ограничением контакта и использованием защитной экипировки, схожей с версиям World Taekwondo и ITF (защитные жилеты из WT, перчатки и футы как в ITF и татами-разделах кикбоксинга). Удары руками в голову разрешены.

АТА / Сонгам тхэквондо

Американская ассоциация тхэквондо (ATA), была основана в 1969 году в Омахе, штат Небраска, мастером Ли Хэнуном из Южной Кореи. В данный момент организация называется ATA Martial Arts, а её штаб-квартира переехала в Литл-Рок, штат Арканзас. Организация насчитывает около 300 000 активных членов в более чем 21 стране мира (120 000 членов только в Соединенных Штатах Америки).

Мастер Ли, основатель стиля, родился в Маньчжурии 20 июля 1936 года, куда его семья была вынуждена перебраться из Кореи в связи с японской оккупацией и смогла вернуться после окончания Второй мировой войны. С 1956 по 1959 год Ли преподавал тхэквондо военнослужащим Республики Корея, а затем открыл частную школу для гражданских лиц. Позже он открыл школу рядом с базой ВВС США, где обучал и оказывал поддержку американскому военнослужащему Ричарду Риду, который в 1962 году спонсировал эмиграцию Ли в Соединенные Штаты. Ли переехал в Омаху, штат Небраска, где в 1969 году он стал соучредителем Американской ассоциации тхэквондо. Умер основатель 5 октября 2000 года в возрасте 64 лет.

Правила соревнований во многом напоминают World Taekwondo (запрещено бить в голову руками, на тело надевают защитный жилет), однако используется оригинальная экипировка и форма. Кроме того, подход к подсчету баллов и перечень соревновательных дисциплин схожи с разделами поинт-файтинг (сэми-контакт) и музыкальными формами в кикбоксинге. Но есть раздел «поединок с оружием» (пластиковой палкой).

Соревнования

Соревнования по тхэквондо обычно включают спарринги, формальные комплексы, разбивание предметов и спецтехнику. Также многие турниры включают специальные дисциплины, такие как показательные выступления и демонстрацию техники самообороны. Однако на Олимпиаде представлены лишь спарринги согласно правилам WT.

Площадка для соревнований

Площадка для соревнований, тоджан, стандартно представляет собой зону выступления в виде квадрата со стороной от 8 до 10 м (GTF допускает вариативность, ITF предписывает размеры строго 9х9 м, WT - 8х8 м), обрамлённую по периметру зоной безопасности шириной 1 м. Цвет покрытия зон выступления и безопасности должен различаться, чаще всего используются красный и синий цвета, общепринятые в единоборствах. В случае, если тоджан находится на возвышении (постаменте), размеры зоны безопасности должны быть увеличены.

Регламент WT также предусматривает соревнования на восьмиугольном тоджане, размеры которого примерно соответствуют окружности диаметром 8-9 м. Зона безопасности при этом должна быть квадратной и иметь ширину не менее 1 м с каждой стороны.

Соревновательный поединок

Во всех версиях тхэквондо удары ногами оцениваются выше, чем удары руками. Однако серьезные различия в правилах различных организаций приводят к абсолютно разному стилю проведения поединка: стратегии, тактике, используемым кобминациям и способам защиты.

Чан Хун стили (неолимпийские стили)

Для обозначения поединка используется слово матсоги. Во всех версиях разрешены лишь удары выше пояса, запрещено бить по спине, в область шеи, по ключице и затылочной части головы. Используется дозированный либо легкий контакт (лайт-контакт), а нокдаун либо нокаут соперника могут привести к дисквалификации атакующего. Поединки производятся без остановки, кроме случаев, когда рефери должен зафиксировать факт нарушения правил либо развести клинчующих спортсменов.

Используется экипировка, аналогичная татами-дисциплинам кикбоксинга: шлем, капа, перчатки (в зависимости от версии — с открытой ладонью либо кикбоксерские 10 oz), бандаж для защиты паха, щитки на кость голени, а также футы (киксы) для смягчения контакта со стопой, лодыжкой и пяткой.

Судейство производится в ручном режиме, но с использованием электронной системы учета баллов. Боковые судьи для оценки технического действия кликают на джойстики, данные с которых передаются в систему и отображаются на экране, видимом участникам и зрителям. Если электронной системы нет, разрешается судейство с помощью бумажных записок.

Соотношение ударов ногами с ударами руками составляет примерно 70 к 30.

Весовые категории:

Кукки стиль (олимпийский)

Поединок обозначается словом кёруги. Запрещены удары ниже уровня пояса, а также удары руками выше уровня ключицы. Спортсмены для смягчения контакта ноги с телом используют защитный жилет, но при этом на голеностопный сустав надевается специальный носок. Кисти защищены тонкими перчатками, а лучевые кости — накладками. Также обязательной является защита паха. В отличие от неолимпийских стилей, разрешены удары по спине, кроме позвоночника. Также разрешены удары ногами по всей поверхности головы, включая затылок.

Судейство производится в полуавтоматизированном режиме — с использованием электронной системы судейства и учета баллов. Сигналы на систему передаются преимущественно от датчиков, вшитых в жилет и шлем, а также в носки спортсменов. Но поскольку за сложную технику (удары в развороте) предусмотрены дополнительные баллы, для их начисления используются джойстики, которые выдают боковым судьям. Кроме того, рефери останавливает поединок в случае нарушения правил и в ручном режиме дает указания оператору системы ставить штрафные очки. Электронная система судейства ставит баллы лишь за сильные удары, а степень воздействия определяется в автоматическом режиме. При этом засчитываются даже легкие воздействия на шлем ногами, но поскольку на лицах спортсменов нет датчиков, удары ногами в лицо засчитываются лишь в случае нокдауна или нокаута.

Технические действия спортсменов оцениваются следующим образом. За удар ногой в среднюю зону (от пояса до ключиц) без поворота туловища спортсмену присуждается два балла, а за удар в ту же зону с поворотом туловища (через спину) четыре балла. Аналогично присуждаются баллы за удары ногой в верхнюю зону, то есть в голову. За удар без поворота туловища — три балла, а с поворотом — пять баллов. Удары руками выполняются только в среднюю зону и оцениваются в один балл.

Соотношение ударов ногами с ударов руками составляет примерно 90 к 10.

Весовые категории:

Формальные комплексы

Это строго регламентированные упражнения, представляющие собой комбинации приемов защиты и нападения, выполняемые по определённым траекториям, в точно установленной последовательности и имитирующие реальный бой с несколькими соперниками, из которого выполняющий пхумсэ выходит победителем.

Название формальных комплексов зависит от организации тхэквондо.

  • Хён — термин, использовавшийся в тхэквондо 50–60-х годов, а также в тансудо и консудо. Сейчас его до сих пор используют отдельные корейские мастера, а также, официально, в ГТФ;
  • Туль — термин, используемый в тхэквондо стиля Чан Хун (любая организация, развивающая ITF);
  • Пхумсэ — термин, использующийся в Кукки стиле (WT) и американском тхэквондо.

Различные стили и организации тхэквондо (ITF, GTF, WT и т.д.) используют разные комплексы. Даже в рамках одного стиля могут быть различия в технике выполнения. На соревнованиях уровень выполнения формальных комплексов оценивается судейской коллегией, а оценка включает множество факторов, среди которых важными являются точность, скорость и контроль.

Фристайл-пхумсэ

Относительно новая дисциплина в олимпийском тхэквондо. Участник сам придумывает пхумсэ, основываясь на базовой технике тхэквондо. В свободном пхумсэ должны присутствовать 5 обязательных элементов:

  • Юп-чаги в прыжке;
  • Несколько ап-чаги в одном прыжке (обычно от 3 до 5);
  • Удар с вращением в прыжке;
  • Техника кёруги;
  • Акробатические элементы с ударом/ударами.

Другие дисциплины

Силовое разбивание

Кёкпха (격파) — это одна из дисциплин олимпийского тхэквондо, наряду с кёруги и пхумсэ, под которой понимается разбивание различных предметов, демонстрируя технику тхэквондо.

В неолимпийских стилях используется термин Power Braking или разбивание досок. Каждый спортсмен должен выполнить 5 ударов (3 удара женщины и юниорки) по многоразовым доскам, которые зафиксированы на специальном станке.

Разбивание в прыжках (спецтехника)

Демонстрационная дисциплина, призванная показать красоту вида спорта. Спортсмены демонстрируют технику в прыжках в длину и высоту, показывая возможность эффективной атаки соперников, располагающихся за каким-то препятствием или на большом расстоянии. Спортсмен в прыжке определенным ударом должен разбить доску, закрепленную на высоте либо расположенную на дистанции, а приземлиться он должен обязательно на ноги. Соревнования по спецтехнике практикуются в основном в Чан Хун стиле тхэквондо, независимо от организации.

Самооборона

Соревнования по этому направлению тхэквондо не проводятся. Исключение составляют демонстрационные выступления по самообороне в тхэквондо Чан Хун стиля. Этот вид программы демонстрирует прикладные возможности тхэквондо, когда один «герой» противостоит 2-3 соперникам. Спортсмен должен выполнить набор обязательных технических приёмов, продемонстрировать техники уклона, освобождения от захвата, защиты против оружия.

Традиционный спарринг

Демонстрационные выступления, во время которых спортсмены атакуют и защищаются по зуранее заготовленному сценарию, используя исключительно технику из формальных комплексов. Основной задачей является демонстрация слаженности, правильности техники, акробатики, динамики и креативности. Используются в Чан Хун направлении этого вида единоборства.

Важнейшие соревнования

Олимпийские игры

Чемпионаты мира

Тхэквондо в смешанных единоборствах

Представители данного вида спорта практически не участвуют в соревнованиях по смешанным единоборствам по ряду причин.

Во-первых, в основном виде спорта очень высокая конкуренция, часто победа достигается на нюансах правил с разрывом в один-два балла. Участие в соревнованиях по другим видам спорта может сбить наработки, соответствующие правилам и привести к проигрышам в основном виде спорта.

Во-вторых, смешанные единоборства уже не являются платформой для объединения различных видов единоборств, а стали самостоятельным видом спорта с довольно строгими правилами, под которые нужно специально готовиться. Особенностью тхэквондо является работа на дальней и средней дистанции, а для работы на ближней, чего требует MMA, необходима наработка бросков и боксерской ударной техники (хук, апперкот), а также изучение приемов борьбы в партере. Также дополнительно требуется изучение спарринговой техники для нижнего уровня: подсечек, лоу-киков. Но примеры тхэквондистов, которые успешно демонстрируют технику этого вида спорта в UFC, есть. Это Серхио Петтис, Яир Родригес, Андерсон Силва, Энтони Петтис и Эдсон Барбоза.

Система поясов и данов

В тхэквондо пояса условно разделяются на «цветные» (к которым относится и белый) и «черные». Цветным поясам соответствуют 10 «кыпов» (от корейского 급 — уровень) от 10-го до 1-го. В зависимости от региональной федерации цвет пояса и соответствующий ему кып может отличаться. Чан Хун стиль в основном использует корейскую классификацию цветных поясов — нечетные значения не имеют своего цвета, а отмечаются черточкой (например, между синим и красным поясом спортсмен аттестовывается на синий с красной черточкой, так называемый сине-красный пояс), а представители Кукки стиля чаще всего используют европейскую классификацию, в которой каждое цифровое значение уровня связано с определенным цветом.

Цвета и цифры поясов до 1 пхума/дана:

  • 10 кып — белый пояс;
  • 9 кып — бело-жёлтый (желтый по европейской классификации);
  • 8 кып — жёлтый (оранжевый);
  • 7 кып — жёлто-зелёный (зелёный);
  • 6 кып — зелёный (пурпурный);
  • 5 кып — зелёно-синий (голубой);
  • 4 кып — синий;
  • 3 кып — сине-красный (красный);
  • 2 кып — красный (светло-коричневый);
  • 1 кып — тёмно-красный или красно-черный пояс (тёмно-коричневый).

После цветных поясов идут чёрные пояса, однако не достигшие 15-летнего возраста тхэквондисты Кукки стиля носят «пхум» — красно-чёрный пояс, который затем приравнивается к дану. У Чан Хун стилей подход к аттестации детей на черный пояс схожий: спортсменов до 15 лет либо не допускают до аттестации на черный пояс, либо разрешают носить юниорский черный пояс — обшивается ленточкой белого цвета.

У чёрных поясов есть свои уровни — даны. В тхэквондо насчитывается 9 данов.

Обладатели 1-3 данов считаются освоившими всю технику тхэквондо, и становятся помощниками мастера. Мастером 4-9 дана можно стать за существенный вклад в развитие тхэквондо в стране и мире, или в том случае, если у спортсмена есть значительные достижения, к примеру, победа на соревнованиях высокого уровня.

Аттестация на чёрные пояса (даны и пхумы) спортсменов олимпийского тхэквондо проходит по единому стандарту, разработанному в Куккивоне — Всемирной штаб-квартире тхэквондо. Право проводить аттестации есть не только у национальной спортивной федерации, но и мастеров, которым Куккивон делегировал такое право. Сертификат — документ единого образца, подтверждающий дан или пхум, который признаётся во всем мире.

В неолимпийских версиях правила аттестации на черные пояса устанавливает международная федерация, куда входит национальная спортивная организация, которая и выдает сертификаты. Как правило, различные организации Чан Хун стиля признают сертификаты друг друга.

Клятва тхэквондиста

Духовно-этический аспект тхэквондо основан на принципах конфуцианства, буддизма и гуманизма. Согласно книге «Энциклопедия тхэквондо», этот вид единоборства руководствуется следующими принципами: учтивости (почтительности), честности, настойчивости, самообладания, непоколебимости духа.

В олимпийской версии во время первой аттестации ученика просят дать «Клятву тхэквондиста»:

Принятый во всех версиях и стилях этикет подразумевает взамоуважение занимающихся, которое демонстрируется вежливым общением, дружелюбностью, поклонами при обращении и окончании разговора, а также входе в зал и выходе из него.

Тхэквондо в России

Тхэквондо начало проникать на территорию бывшего СССР вместе с советскими гражданами, работавшими за рубежом и занимавшимися там в клубах тхэквондо. Также тхэквондо распространялось со специалистами из КНДР. Развитие единоборства сильно осложнялось статьёй уголовного кодекса, запрещающей незаконные занятия восточными единоборствами. Запрет длился до 1988 года. А уже через год комиссия тхэквондо смогла пригласить в СССР инструкторов из Северной Кореи. Специалистам Южной Кореи приехать было невозможно из-за абсолютного отсутствия дипломатических отношений между государствами.

В 1990 году улучшились политические отношения с Южной Кореей, в этом же году было достигнуто соглашение о проведении на территории нескольких республик СССР показательных выступлений и семинаров. Первый Всесоюзный семинар был проведен в г. Ульяновске (Россия) в мае 1990 года. В этом семинаре участвовало около 500 человек из всех республик СССР. Проводил семинар руководитель демонстрационной команды ВТФ господин Ли Кю Хён. С этого семинара начинается развитие тхэквондо версии ВТФ в России и в других республиках бывшего СССР. Следующим этапом развития вида спорта версии ВТФ было вступление во Всемирную федерацию тхэквондо. Официальная делегация под руководством Президента Федерации тхэквондо СССР Соколова И. С. в июле 1990 года прибыла в Южную Корею (г. Сеул), где представила заявление о вступлении в ВТФ.

Впоследствии ежегодно проводились первенства, чемпионаты и кубки России. Спортсмены сборной России представляли её на европейском и мировом уровнях. В 2000 году в составе Олимпийской сборной России Наталья Иванова завоевала серебряную медаль.

На данный момент развитием тхэквондо всех признанных в РФ видами спорта направлений (ВТФ, ИТФ, ГТФ) занимается Союз Тхэквондо России, президентом которого является Терехов Анатолий Константинович.

Базовая техника

Базовая техника ITF / Чан Хун стиля

Стойки

Способность к эффективным техническим действиям в большей степени зависит от сохранения правильного положения тела. Правильное же положение тела обусловлено выбором подходящей в данной ситуации стойки. Стойка в тхэквондо главным образом связана с положением нижней части тела, которая является основой для верхней части тела. Основной момент в каждой стойке (за небольшим исключением) заключается в том, что спина должна быть выпрямлена.

Боевая стойка

Стойка применяется в поединках. Ноги ставятся широко, тело повёрнуто в сторону (на 45 градусов), уменьшая при этом цель поражения, а руки защищают корпус.

Удары руками

В тхэквондо удары руками исполняются на короткой дистанции — стоя, в прыжке, в крутящемся положении или в нападении. Нанесённые быстро по отдельности, или в комбинациях, они могут вывести соперника на некоторое время из оборонительной позиции и сделать его уязвимым. Их можно разделить на два типа:

Удары кулаком:

  • чон-гвон — удар согнутыми указательным и средним пальцами в верхнюю часть тела;
  • чон-гвон-чируги — удар кулаком вперёд;
  • сан-гвон-чируги — удар обоими кулаками одновременно;
  • тычибо-чируги — перевёрнутый удар кулаком;
  • сево-чируги — удар кулаком снизу вверх;
  • умджи — удар кулаком с выпирающим большим пальцем.

Удары открытой рукой:

  • судо-ёп-чируги — удар ребром ладони со стороны;
  • риквон-чируги — удар обратной стороной кулака;
  • судо-ануро-чируги — удар ребром ладони, который наносится со стороны в середину;
  • сонкаль — нанесение удара открытой ладонью сверху вниз;
  • чоумук — нажатие пальцев на болевые точки;
  • ап-пальгуп-чируги — параллельный поверхности удар локтем;
  • сонкали-чируги — удар ребром ладони со стороны.

Блоки

Блоки ставятся руками, коленями и ногами, чтобы отбить удары противника. Чтобы начать блок, нужно предвидеть вид и направление его атаки. Первое, что необходимо запомнить для изучения основных блоков и их применения, это то, что рука, блокирующая атаку противника, должна начинать своё движение почти одновременно с началом движения атакующей руки или ноги, обеспечивая защиту своей атаки.

  • Анпхальмок еммакки — блок внутренней стороной руки в кулаке со стороны большого пальца; (пхальмок — по-корейски буквально «шейка предплечья», то есть лучезапястный сустав, а кулак-голова; «епхуро» или в сложном слове «ем» — в бок, в сторону; «ануро» — с корейского «вовнутрь»);
  • баккатпхальмок еммакки — сметающий наружу блок;
  • баккатпхальмок чуге макки — блок, отводящий вверх;
  • сан баккатпхальмок макки — сдвоенный блок двумя руками против удара прямого и против удара сбоку в верхний уровень; («сан» — по корейски «гора»; руки в блоке как бы изображают гору);
  • баккатпхальмок заньдан макки — блок сверху
  • баккатпхальмок хэчё макки — блок двумя руками (в исходном положении клином ладонями к себе) против ударов, например по ушам или вискам; («хечё» — с корейского «разводя по сторонам»);
  • анпхальмок дольё маки — круговой блок внутренней стороной руки
  • сонкхаль маки — рубящий блок ребром ладони («сонкхаль» — с корейского «рука-меч»);
  • пхальмок дяби макки — сдвоенный блок руками в кулаке: передней рукой против прямого удара, задней-против удара в корпус;
  • сонкхаль дяби макки — сдвоенный блок двумя руками ребрами ладоней (похож на предыдущий);
  • муроп ануро макки — блок коленом движением вовнутрь;
  • муроп баккат макки — блок коленом движением наружу;
  • баккат макки — блок движением наружу (баккуро — с корейского «наружу»).

Базовая техника WT / Кукки стиля

Стойки

  • кёттари соги,
  • коа соги (твиткоа соги, апкоа соги),
  • нарани соги (нарани соги, анччон соги, пхёни соги),
  • твит куби (твит куби, очасэ соги),
  • мо соги,
  • моа соги (твитчхук моа соги, апчхук моа соги),
  • пом соги,
  • ап куби,
  • ап соги,
  • ёп соги (орын соги, вен соги),
  • чучхум соги (чучхум соги, мо чучхум соги, анччон чучхум соги, ап чучхум соги, огым соги),
  • хактари соги

Блоки

  • кави макки,
  • кодыро макки,
  • коро макки,
  • кодо макки (пальлаль коро макки, сонналь откоро макки, откоро макки),
  • кымган макки (кымган макки, кымган паккат макки, кымган соннальтхын паккат макки, кымган сонналь макки, кымган сонналь паккат макки),
  • арэ макки (арэ макки, кодыро арэ макки, сонналь кодыро арэ макки, соннальтын кодыро арэ макки),
  • нуллё макки (нуллё макки, патхансон нуллё макки, сонналь нуллё макки),
  • паккат макки (паккат макки, купхинсонмок паккат макки, кодыро паккат макки, анпхальмок кодыро паккат макки, сонналь паккат макки, сонналь кодыро паккат макки, соннальтын кодыро паккат макки, соннальтын кодыро анпхальмок паккат макки),
  • пада макки (митпхальмок пада макки, пальпадак пада макки, сонпадак пада макки, чонгани пада макки),
  • питхыро макки (питхыро арэ макки, питхыро паккат макки, соннальтын питхыро паккат макки, сонналь питхыро ём макки, сонналь питхыро паккат макки, ан пхальмок питхыро паккат макки),
  • сантхыль макки (сантхыль макки, пхёнсон салтхыль макки, хэчхё сантхыль макки),
  • ан макки (момтхон макки, патхансон ан макки, пальлальтын ан макки, сонналь ан макки, ан пхальмок ан макки(,
  • ёп макки (кодыро ёп макки, её макки, сонналь кодыро ёп макки, сонналь арэ макки, соннальтын ёп макки, сонналь момтхон макки, анпхальмок кодыро ёпмакки, анпхальмок ёп макки),
  • ольгуль макки (купхин сонмок ольгуль макки, ан ахальмок ольгуль макки, ольгуль макки, патхансон ольгуль макки, сонналь ольгуль макки),
  • висантхыль макки (висантхыль макки, пхёнсон висантхыль макки),
  • чха макки (паккат чхамакки, ан чхамакки, ап чхамакки, ёп чхамакки),
  • чхёмакки
  • хэчхё макки (хэчхё макки, ан пхальмок хэчхё макки, соннальтын хэчхё макки, сонналь хэчхё макки),
  • хвансо макки.

Удары кулаком

  • чирыги,
  • кымган чирыги,
  • нэрё чирыги,
  • тигыт ча чирыги,
  • тангё чирыги,
  • толлё чирыги,
  • твичирыги,
  • сэво чирыги,
  • ёп чирыги,
  • чочхё чирыги,
  • чэттари чирыги,
  • чхи чирыги,
  • пхёчжок чирыги

Удары ногами

  • ан чхаги — удар внутренней частью стопы;
  • ап чхаги — фронтальный удар;
  • ёп чхаги — боковой удар;
  • дольо чхаги — хлёсткий удар ногой по окружности
  • ио чхаги — техника выполнения ударов поочерёдно левой и правой ногами;
  • кави чхаги — удар-ножницы;
  • кодып чхаги — двойной (повторяющийся) удар;
  • кончжунчжеби чхаги — удар с поворотом в воздухе на 360 градусов через голову (сальто);
  • куллё чхаги — техника нанесения ударов, при которой нога, наносящая удар, поднимается несколько раз в * собранном виде (для обмана противника);
  • миро чхаги — толчковый удар;
  • модум чхаги — техника нанесения удара двумя ногами одновременно;
  • пада чхаги — встречный удар;
  • паккат чхаги — удар внешней стороной стопы;
  • пальпучхё чхаги — удар с подшагом;
  • пандаль чхаги — техника нанесения удара изнутри;
  • питхыро чхаги — удар с уклоном;
  • пхёчжок чхаги — нанесение удара после захвата противника;
  • табанхян чхаги — удар в разные стороны;
  • тви чхаги — удар с поворотом через спину;
  • твио чхаги — техника нанесения ударов в прыжке;
  • толлё чхаги — круговой удар;
  • тольге чхаги — удар с поворотом на 360, 540, 720 и т. д. градусов;
  • тубальтансон чхаги — «двойка»;
  • хурё чхаги — круговой удар с поворотом через спину;
  • чапко чхаги — удар с одновременным захватом;
  • читччикхи — техника нанесения ударов по стопе противника.

Удары пальцами

  • ччирыги (сонкхыт ччирыги, хан сонкхыт ччирыги, ту сонкхыт ччирыги, сэ сонкхыт ччирыги),
  • сэво ччирыги (кодыро сэво ччирыги, пхёнсонкхыт сэво ччирыги),
  • опхо ччирыги (пхён сонкхыт сэво ччирыги),
  • чочхё ччирыги.

Прочие удары

  • кодыро чхиги,
  • нэрё чхиги (тын чумок нэрё чхиги, ме чумок нэрё чхиги, сонналь нэрё чхиги, соннальтын нэрё чхиги, пхальгуп нэрё чхиги),
  • тангё чхиги (тангё тын чумок чхиги, тангё пхальгуп ап чхиги),
  • толлё чхиги (пхальгуп кодыро толлё чхиги, хальгуп толлё чхиги),
  • тви чхиги,
  • паккат чхиги (кодыро паккат чхиги, тынчумок паккат чхиги, мечумок паккат чхиги, соннальтын паккат чхиги, сонналь паккат чхиги),
  • питхыро чхиги ,
  • ан чхиги (комсон ан чхиги, ту мечумок ан чхиги, ту сонналь ан чхиги, мечумок ан чхиги, патхансон ан чхиги, соннальтын ан чхиги, сонналь ан чхиги),
  • ап чхиги (комсон ап чхиги, тынчумок ап чхиги, патхансон ап чхиги, агвисон ап чхиги (кхаль чэби)),
  • ёп чхиги (ту пхальгуп ёп чхиги, ту чумок ёп чхиги, ме чумок ёп чхиги, сонналь ёп чхиги,

соннальтын ёп чхиги, пхальгуп кодыро ёп чхиги, пхальгуп ёп чхиги),

  • оллё чхиги (купхин сонмок оллё чхиги, мурып оллё чхиги, патхансон оллё чхиги, пхальгуп оллё чхиги),
  • чебипхум чхиги (чебипхум патхансон апчхиги, чебипхум сонналь анчхиги),
  • пхёчжок чхиги (ме чумок пхёжчок чхиги, пхальгуп пхёжчок чхиги).

Травматизм

По результатам статистических медицинских исследований, проведённого спортивными медиками США, тхэквондо является одним из наиболее травмоопасных видов спортивных единоборств (вторым после MMA по количеству травм головы и лица). Причём в отличие от бокса, ввиду значительно большей силы ударов ногами, нокауты могут сопровождаться переломами лицевых костей черепа и другими тяжёлыми ушибленными травмами головы. В то же время, поскольку в основе тхэквондо лежит ударная техника, при занятиях тхэквондо минимален риск травм суставов, характерных для различных видов борьбы. Типично для любых единоборств, около 4⁄5 (более 80 %) всех травм спортсменов, занимающихся тхэквондо, приходится на тренировки. Относительно других контактных видов спорта и спортивных единоборств травматизм в тхэквондо распределяется следующим образом:


Отражение в произведениях искусства

Кино

Видеоигры

Серия файтингов Tekken: Персонажи Хворанг и Бэк Ду Сан являются мастерами тхэквондо