Советская фантастика


Советская фантастика — произведения писателей в фантастическом жанре, творчество которых пришлось на советский период (1920—1980-е годы), а также прочее творчество (фильмы, живопись и т. д.) аналогичного жанра и периода.

Советская фантастическая литература

Среди предшественников советской фантастики можно назвать Константина Циолковского и Александра Богданова (Малиновского) («Красная звезда»).

Основоположниками советской фантастической литературы являются такие выдающиеся писатели как Александр Грин, Алексей Николаевич Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), Александр Беляев («Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» и др.). К фантастике также можно отнести антиутопию «Мы» Евгения Замятина, а также некоторые произведения Михаила Булгакова («Роковые яйца», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»).

В 1930—1940-е годы преобладала так называемая «фантастика ближнего прицела» (Владимир Немцов, Григорий Адамов и др.).

Среди писателей 1950—1980-х годов заметны Иван Ефремов, Александр Казанцев, братья Стругацкие, Кир Булычёв, Север Гансовский и другие.

Поскольку целью исторического развития в СССР считался коммунизм, то врагами главных героев будущего выступают не враждебные пришельцы, а «космические пираты». Заметное место в советской фантастике занимает образ Атлантиды.

Литературные премии

В СССР редакция журнала «Уральский следопыт» совместно с Союзом писателей РСФСР организовала фестиваль и учредила премию «Аэлита» за успешную творческую деятельность и большой вклад в развитие русскоязычной фантастики. За советский период лауреатами премии «Аэлита» стали десятки талантливых писателей.

В советское время также были учреждены следующие премии писателям-фантастам:

  • Премия им. И. Ефремова (вручается с 1987 года);
  • Премия «Старт» (вручается с 1989 года).

Советская кинофантастика

Известный фантастический фильм 1920-х годов — «Аэлита» (1924), снятый по мотивам одноимённой повести Алексея Николаевича Толстого.

В создании фильма «Космический рейс» (1935) принимал участие Константин Циолковский.

В 1961 году режиссёром научно-популярных фильмов Павлом Клушанцевым была снята «Планета бурь».

В 1970-е годы Андреем Тарковским были сняты кинокартины «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979).

Экологически-социальной тематике посвящён фильм «Через тернии к звёздам» (1980).

Советская фантастическая живопись

В 1920-е годы существовала группа художников-космистов «Амаравелла».

Среди советских фантастических художников 1960—1980-х годов известны Андрей Соколов (1931—2007) и Алексей Леонов (1934—2019), изображавшие космос. Картины физика Георгия Покровского (1901—1979) были связаны с техникой будущего. Георгий Курнин (1915—1988) писал пейзажи иных планет.

Голобоков, Геннадий Григорьевич (1935—1978) — советский художник и поэт, основал направление «психологической фантастики» в живописи.

Известные иллюстраторы фантастической литературы — Роберт Авотин (1928—1997), Юрий Макаров (1921—1992) и другие.

Темы в советской фантастике

Одной из распространенных тем советской фантастики были обитаемые планеты, культура обитателей которых стоит на более низкой ступени, чем культура землян и связанное с этим «прогрессорство» (цивилизаторство) (Аэлита, Подземелье ведьм, Трудно быть богом). В поздней советской фантастике инопланетяне стоят на более высокой ступени развития, однако испытывают проблемы экологического или социального порядка (Через тернии к звёздам, Кин-дза-дза!, Отроки во Вселенной).

Из названий космических кораблей встречается название «Пегас» (Лиловый шар, Тайна третьей планеты), «Заря» (Отроки во Вселенной). Из реально существующих небесных объектов советская фантастика обращала внимание на созвездие Кассиопеи («Отроки во Вселенной») и Туманность Андромеды (Туманность Андромеды).

Иногда инопланетяне вплетены в повествование как сказочные персонажи, помогающие главному герою (Шанс).

Также темой советской фантастики являются отдельные изобретения в контексте нашего мира (Человек-амфибия, Человек-невидимка, Приключения Электроника). Из предметов востребованными оказываются образы машины времени (Иван Васильевич меняет профессию, Сто лет тому вперёд, Похищение чародея, Спираль времени), смертоносного луча (Гиперболоид инженера Гарина) и робота (Остров ржавого генерала).