Азербайджанские железные дороги

09.03.2021

О дороге времён СССР см. Азербайджанская железная дорога

Азербайджанские железные дороги (азерб. Azәrbaycan Dәmir Yolları) — национальный оператор сети железных дорог Азербайджана, акционерное общество. Компания создана летом 2009 года на базе Азербайджанской Государственной железной дороги, функционально заменив её.

Технические показатели, инфраструктура, организация управления

До 1991 г. Азербайджанская железная дорога организационно состояла из трех отделений (Бакинское, Гянджинское и Нахичеванское). После обретения независимости Азербайджана, и отделения его железных дорог от структуры МПС СССР, были проведены реформы по организационной структуре.

Так из трех отделений, две (Бакинская и Гянджинская) были ликвидированы и переданы в прямое управление службы движения. Кроме того взамен ранее существовавших главных управлений служб локомотивного, вагонного хозяйства, службы пассажирских перевозок, были созданы производственные объединения — ПО, к которым и переподчинялось инфраструктура ранее принадлежавшая службам. Так все локомотивные депо, были введен в состав ПО «Локомотив». Особенностью и положительным свойством данных реформ, служила ликвидация, ранее существовавших и дублирующих друг друга органов.

  • Общая протяженность железных дорог — 2125 км.
из них двухпутные — 800 км. развернутая длина — 2995 км.
  • Электрифицировано (постоянный ток 3КВ) — 1278 км.
  • Электрифицировано (переменный ток 25КВ) — 499 км (в рамках проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс).
  • автоматической блокировкой оборудованы — 1600 км.

Организационная структура АЖД состоит из руководства (начальник жд, заместители, главный инженер), объединений, производственных объединений — ПО, служб и предприятий. Объединения:

  • Управление перевозочными процессами
  • Материально-технического снабжения
  • Рабочего снабжения

Производственные объединения:

  • ПО «Локомотив»
  • ПО «Вагонсервис»
  • ПО «Путевое хозяйство»
  • ПО «Электроснабжения»
  • ПО «Сигнализации и Связи»

Службы:

  • Финансов
  • Международных отношений
  • Статистики и Экономического планирования
  • Тарифов и Транспортного сервиса
  • Технической
  • Экономики и Труда
  • Безопасности
  • Санитарно-медицинской

Предприятия:

  • Завод железобетонных конструкций
  • Вагоноремонтный завод
  • Гравийный завод
  • Рельсосварочный поезд
  • Главная дистанция водоснабжения
  • Эксплуатации гражданских сооружений
  • Технического снабжения

В состав АЖД, также на правах дорожного предприятия входит Бакинская ДЖД.

Подвижной состав

На железных дорогах эксплуатируется подвижной состав следующих серий:

  • Электровозы ВЛ8, ВЛ23, ВЛ11М, ВЛ11М6, ВЛ10У, Е4s, AZ8A, AZ4A. Ранее в эксплуатации находились электровозы ВЛ22М
  • Тепловозы магистральные ТЭ3, 2М62,ТЭ33А, 2ТЭ10М/3ТЭ10М.
  • Тепловозы маневровые ТЭМ2, ТЭМ2У, ТЭМ2УМ, ТЭМ2Т, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т. Ранее эксплуатировались ТЭМ1.
  • Электропоезда ЭР2, ЭШ2. Ранее эксплуатировались СР3.

Маршруты

Имеется регулярное пассажирское сообщение с Россией, Украиной, Грузией и Ираном. Все поезда международного сообщения прибывают и отправляются с Бакинского вокзала. Поезд № 15/16 сообщением Нахичевань-Тебриз-Тегеран-Мешхед, азербайджанского формирования отправляется и прибывает на железнодорожный вокзал города Нахичевань.

По состоянию на апрель 2018 года налажено регулярное сообщение с городами: Москва, Тбилиси, Киев, Тебриз, Тегеран, Мешхед, Ростов-на-Дону, Акстафа, Газах, Сумгаит, Горадиз, Астара и др. После запуска в промышленную эксплуатацию транспортного коридора Баку — Тбилиси — Карс планируется открытие маршрутов в турецкие города Карс и Стамбул.

Границы железных дорог

  • Грузинская железная дорога (Беюк-Кясик — Гардабани, одинаковая колея, постоянный ток 3 кВ)
  • Иранские железные дороги (Джульфа — Джульфа-Иранская, разрыв колеи 1520/1435 мм)
  • Северо-Кавказская железная дорога (Ялама — Самур, одинаковая колея, постоянный ток 3 кВ)
  • Туркменские железные дороги (Алят — Туркменбашы, одинаковая колея, паромная переправа)

Проекты

Развитие скоростного движения

Проектом предусматривается, создание скоростного движения от Баку до Беюк-Кясика (граница с Грузией) с перспективой создания общего скоростного коридора Азербайджан — Грузия — Турция. На основе международного тендера, ТЭО проекта провели южнокорейские компании, и они же выиграли тендер на проектирование. Предлагается три вида выполнения проекта, строительство отдельной скоростной линии от Баку до Беюк-Кясика, строительство дополнительных путей на уже существующем участке Баку — Беюк-Кясик, и модернизация существующей линии Баку — Беюк-Кясик для скоростного движения. Проект строительства отдельной линии был отвергнут, как чрезмерно дорогостоящий и нерентабельный. В ходе переговоров и консультаций, выбор наиболее вероятно падет на третий вариант, предусматривающая модернизацию существующих железных дорог для скоростного движения. По этому проекту, изначальная скорость пассажирских поездов на линии будет 120 км/ч, далее 160км/ч, и в конечном итоге более 200км/ч. По проекту предусматривается дальнейшее развитие скоростного движения, с подключением к нему железных дорог Грузии и Турции, для создания единого международного скоростного коридора, из Кавказа в Европу. В дальней перспективе, с увеличением пассажиропотоков, намечается также увеличение скорости движения до 300км/ч, со строительством дополнительных путей.

ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия)

В проекте предполагается задействовать маршрут Баку-граница Грузии, длина которого составит 503 километра .

Баку — Тбилиси — Карс

По этому проекту, должны быть соединены железные дороги Азербайджана, посредством железных дорог Грузии с железными дорогами Турции. По проекту (осуществление которого началось с 2007 г.) должна быть построена железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии, до железнодорожной станции в городе Карс. Примерная стоимость проекта оценивалась в 800 млн.долларов США, расходы взяли на себя поровну Азербайджан, путём предоставления кредита Грузии, и Турция. Азербайджан по минимальной процентной ставке выделил кредит Грузии на строительство участка от Ахалкалаки к границе с Турцией, за свой же счет Азербайджан проводит реконструкцию участка Марнеули — Ахалкалаки. На начальной стадии по дороге планируется перевозить до 10 млн т. грузов, с дальнейшем увеличением грузопотоков до 25 млн.т. в ближайшей перспективе. Этот проект также является частью более грандиозного проекта по соединению железных дорог южного Кавказа с Европой через Турцию. По программе развития железных дорог Турции, ведется строительство подводного железнодорожного тоннеля под проливом Босфор в Стамбуле, что обеспечит прямую связь с общеевропейской сетью железных дорог. Также в контексте проекта планируется, строительство железной дороги из Карса в Нахичеваньскую АР. В перспективе, с выполнением проектов Скоростного сообщения, проект Баку — Тбилиси — Ахалкалаки -Карс станет частью железнодорожного скоростного коридора Европа — Кавказ -Азия.

Пуск состоялся 30 октября 2017 года. Присутствовали главы стран этого проекта.

Север — Юг

В 2000 году между Россией, Индией и Ираном было заключено соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг». Азербайджан присоединился к этому проекту в 2005 году. Этот транспортный коридор является совокупностью транспортно-информационных магистралей от Индии и Омана посредством моря, затем через Иран, Каспийский регион, в Россию и в обратном направлении. По расчетам экспертов, пропускная способность МТК «Север-Юг» составит на первых порах до 10 миллионов тонн грузов в год.

Имеется несколько маршрутов следования грузов с использованием разных видов транспорта, один из них так называемая «западная ветвь»: направление Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана с выходом в Иран через пограничную станцию Астара. Или от Самура через территории Азербайджана и Армении с выходом в Иран через пограничную станцию Джульфа.

На территории Азербайджана проект предполагает строительство пограничного моста Астара (Иран) — Астара (Азербайджан), пограничной станции, 8,5 км путей, а также пункта смены колесных пар и другой инфраструктуры в Азербайджане. На реализацию проектов в Азербайджане необходимо около 21 млн долларов. Пограничный переход открылся в марте 2017 года. Строительство завершится предположительно в 2021 году.

Другие проекты

В 2018 году правительством Азербайджана было выделено 30 миллионов манатов на строительство железнодорожной ветки Ляки—Габала. На участке длиною в 43 километра (из которых 20 приходится на горную местность) планируется возведение 103 водоотводов, 16 тоннелей и мостов. План предусматривает строительство станции Караган-Шыхляр на территории Агдашского района и вокзала на территории Габалинского международного аэропорта. На апрель 2019 года было завершено строительство 71 водоотвода. Запланировано открытие участка до конца 2019 года. Маршрут Баку—Габала будет обслуживаться скоростными поездами.

В середине 2019 года было объявлено о планах строительства 57-километровой железной дороги от станции Худат до зимнего курорта «Шахдаг» в Кусарском районе. Выбор консультанта для проектирования дороги предусмотрен до конца 2019 года.

24 ноября 2020 года было выделено 5 миллионов манат на первоначальный этап восстановление 45 километров железной дороги на участке Барда—Агдам.

С 2010-х годов ведётся поэтапный переход электрифицированных линий Азербайджанских железных дорог на переменный ток 25 кВ, для чего начата закупка произведённых в Казахстане электровозов AZ4A и AZ8A. К декабрю 2020 года на переменный ток был переключён участок Уджары ― Бёюк-Кясик со строящейся веткой Ляки ― Аэропорт Габала, в результате чего были образованы одна постоянная (Бёюк-Кясик) и две временные (Уджары и Алабашлы) станции стыкования. Планируется поэтапный перевод на 25 кВ Апшеронского куста, а также центрального и южного ходов ADY.