Момпер, Йоос де

09.03.2021

Йоос де Момпер (нидерл. Joos de Momper; 1564, Антверпен — 1635, Антверпен) — фламандский художник-пейзажист, представитель позднего маньеризма.

Биография

Родился в семье художника Бартоломеуса де Момпера, который стал первым учителем Йооса.

Не все страницы жизни художника известны точно. По предположениям, в 1580 году он предпринял путешествие в Италию ради наглядного знакомства с сокровищами искусства, накопленными в Италии, и с целью совершенствования собственного мастерства. В 1590 году женился в городе Антверпен. Имел трёх сыновей, которые благодаря отцу тоже получили художественное образование.

Горный пейзаж. Национальная картинная галерея Армении

Среди первых художественных авторитетов для Йооса был земляк Питер Брейгель старший. Об этом свидетельствует раннее произведение Йооса «Пейзаж с падением Икара» (Национальный музей Швеции), где художник цитировал мотивы одноимённой картины Брейгеля-старшего. У Брейгеля-старшего картина полна горечи от равнодушия окружающих к гибели героя. Чтобы усилить эту горечь, он спрятал погибающего Икара так, что зритель вынужден долго того искать. Картина молодого Момпера — обычная иллюстрация античного мифа.

С 1581 года принят в гильдию художников Антверпена. Известен как создатель пейзажей, над которыми работал главным образом в мастерской. Общение с другими художниками привело к труду вместе над картинами, где Момпер рисовал пейзажные фоны. Но работал и отдельно. В 1611 году — декан Антверпенской гильдии живописцев. Его, как известного художника Фландрии, увековечил в своей «Галерее» прославленный портретист Ван Дейк.

Как большинство фламандских художников, Йоос де Момпер был привлечен к созданию картонов (эскизов) для гобеленов. Способности Йооса де Момпера хорошо укладывались в требования создания вердюр, где преобладали пейзажи и растения. Об этом свидетельствуют сведения о денежных выплатах мастеру за созданные картоны от 1595 года.

Момпер и Арчимбольдо

Момпер и Арчимбольдо — современники, но Момпер был моложе Арчимбольдо. Представитель позднего маньеризма во Фландрии, Момпер охотно создавал вымышленные пейзажи, хотя и с учётом реальных зарисовок гор, скал, рек, пещер, растущих или поваленных деревьев. Впоследствии он подпал под влияние Арчимбольдо, хотя и не стал рабски копировать его находки, как поступали арчимбольдески.