Нижегородская (транспортно-пересадочный узел)

10.03.2021

«Нижегорóдская» (проектное названия «Рязанская») — строящийся транспортно-пересадочный узел (ТПУ), который, согласно некоторым источникам, станет крупнейшим в Москве. Первая очередь транспортно-пересадочного узла «Нижегородская» открыта 27 марта 2020 года одновременно с продлением Некрасовской линии метро и открытием станции «Нижегородская».

Расположение

Транспортно-пересадочный узел расположен на границе двух районов Юго-Восточного административного округа Москвы: Нижегородского и Лефортово. Территория ТПУ ограничена Рязанским проспектом, шоссе Фрезер и Малым кольцом Московской железной дороги (Московским центральным кольцом). Ранее на ней располагались гаражи, отделение МВД и складская база.

Структура

В составе ТПУ:

  • кросс-платформенная станция метро «Нижегородская» Некрасовской и Большой кольцевой (в будущем) линий;
  • станция МЦК Нижегородская;
  • станция Нижегородская Горьковского направления МЖД;
  • общественно-деловое 45-этажное здание площадью 65 тыс. м² (планируется);
  • торговые помещения площадью 14 тыс. м² (планируется);
  • парковка на 500 машино-мест (планируется).

Характеристики

Все объекты ТПУ разместятся на территории площадью 22,6 гектара. Общая площадь самого ТПУ должна будет составить 125—137 тыс. м², из которых около 30 тыс. м² займёт непосредственно технологическая часть, служащая посадке, пересадке и высадке пассажиров. Транспортные потоки со всех участков ТПУ будут вести в подземный распределительный зал площадью около 7 тыс. м², который расположится на глубине 6 метров, благодаря чему можно будет пересесть на все виды транспорта (за исключением наземного общественного, остановки которого будут располагаться на поверхности), не поднимаясь из-под земли. В подземном вокзале расположатся кассы, пассажирский терминал и зал ожидания. На август 2018 года строительство подземного вестибюля переносимой станции Карачарово ведётся только с выходами на поверхность по обе стороны от железной дороги.

Предполагаемый пассажиропоток узла — от 90 000 до 125 000 пассажиров в час и около 600 тысяч пассажиров в день. Инвестиции в проект составляют порядка 8,5 млрд рублей.

Строительство

Строительство станции метро было начато в 2014 году, ввод в эксплуатацию планируется в 2020 году.

Строительство станции МЦК было начато в 2015 году, ввод в эксплуатацию состоялся в 2016 году вместе с открытием пассажирского движения электропоездов по МЦК. При этом станция МЦК Нижегородская построена с временным выходом (который в будущем станет аварийным выходом). Основные входы/выходы с эскалаторным наклоном и лифтами будут строиться после завершения строительства подземной части станций метро — под них оставлены заделы (2 квадратных отверстия в платформе под шахты лифтов и 2 прямоугольных — под лестницу и эскалаторный наклон).

С 19 мая 2018 года остановочный пункт Карачарово был закрыт для пассажиров. 15 октября начала действовать новая перенесённая платформа, расположенная частично под путепроводом МЦК. Выход пассажиров на платформу осуществляется через подземный переход, оборудованный турникетами и билетопечатающими автоматами. 10 декабря 2018 года была открыта вторая платформа, велось строительство третьей. Полностью остановочный пункт открылся в начале 2019 года, а пути были достроены в конце мая. В итоге на зонной станции Карачарово появились 3 платформы, обслуживающие 6 сквозных путей. Станция может стать конечной для ряда поездов, что позволит разгрузить Курский вокзал.

Планируется построить многоуровневую развязку с разворотной эстакадой на Рязанском проспекте и дорогу с двухсторонним движением для въезда и выезда с Рязанского проспекта на транспортно-пересадочный узел. В 2019 году планируется начать строительство четырёхполосной дороги к ТПУ от Третьего транспортного кольца.

Первая очередь транспортно-пересадочного узла открыта 27 марта 2020 года одновременно с продлением Некрасовской линии метро и открытием станции «Нижегородская».