Забой животных


Забой животных, убой животных — лишение жизни животных, как правило с целью их переработки. В первую очередь термин убой животных относится к убою домашнего скота и птицы, но также и к убою диких промысловых животных и пернатой дичи.

Целью убоя животных обычно является употребление в пищу и переработка частей туши для использования в промышленности (например, выделка кож), фармакологии и других отраслях хозяйства. Также убой может применяться для умерщвления больных или находящихся под угрозой заболевания животных, как для предотвращения экономического урона, в случае когда болезнь животного не является препятствием для употребления мяса в пищу (вынужденный убой на мясо), так и во избежание распространения тяжёлых эпидемических заболеваний (санитарный убой).

Убой домашнего скота и птицы в пищу

Для пищи в убой идут: корова (получаемое мясо — говядина и телятина), азиатский буйвол, овца (получаемое мясо — баранина), домашняя коза (получаемое мясо — козлятина), свинья (получаемое мясо — свинина), лошадь (получаемое мясо — конина) и домашняя птица, в основном курица, индейка и утка. Убой крупных животных (крупный рогатый скот, свиньи) обычно производится с предварительным оглушением животного.

Регулирование

Во многих странах правила убоя скота регулируются государством. Так, убой скота в пищу должен производиться под контролем ветеринарного врача или фельдшера; в России домашний (подворный) убой возможен, только если скот откармливается в личном хозяйстве для собственных нужд, подворный убой на Украине одно время планировали к запрету к 2014 году.

Национальные особенности

Стандарты и правила, регулирующие убой животных, значительно различаются по всему миру. Во многих странах убой животных регулируется обычаями и традициями, а не законом. Так, например, в арабских странах и Индостане существуют два вида мяса: производимое на современных механизированных бойнях, а также — в местных мясных лавках, в антисанитарных условиях.

В некоторых общинах убой животных может находиться под контролем религиозных законов, таких как халяль у мусульман и кашрут у иудеев. Они оба требуют, чтобы животное на момент смерти было в сознании, а также не было в стрессе до момента убоя. Эти требования могут противоречить национальным регламентам, когда скотобойни, придерживающиеся правил кошерного убоя, находятся в иных странах[уточнить]. В Швеции, Дании, Норвегии, Голландии и Швейцарии кошерный и халяльный убой без предварительного оглушения запрещён в связи с жестокостью этого метода, при котором в момент перерезания горла и значительного времени после него животное остаётся в сознании и бьётся в агонии.

Во многих обществах традиционное культурное и религиозное отвращение от убоя скота привело к предубеждениям относительно вовлечённых в этот процесс людей. В Японии, где запрет убоя скота для производства продуктов питания был отменён лишь в конце XIX века, новоявленная индустрия убоя нанимала рабочих в основном из деревень буракуминов, которые традиционно заняты в профессиях, связанных со смертью (например, палачи и гробовщики). В некоторых районах на западе Японии предрассудки, связанные с бывшими и нынешними жителями этих районов (буракуминами), всё ещё являются больным вопросом. Из-за этого даже слово «убой» под давлением некоторых общественных групп считается неполиткорректным, так как включает в себя кандзи «убивать», якобы показывающий с отрицательной стороны людей, занятых в этом процессе.

В некоторых странах существуют законы, предохраняющие конкретные виды или классы животных, особенно табуированных, от убоя их с целью потребления мяса людьми. Так, индуизм считает корову священным животным, и её убой считается немыслимым и оскорбительным, однако в настоящее время не во всех штатах Индии запрещён убой коров, и религиозно настроенные массы неоднократно требовали от руководства страны ввести во всех штатах полный запрет на их убой. Убой коров и импорт говядины строго запрещён в Непале. Несколько штатов США запретили убой и потребление мяса собак. Продажа и потребление конины является незаконным в Иллинойсе и Калифорнии, хотя лошадей и забивают с целью экспорта мяса в Европу и Японию для потребления людьми, а также на рынок кормов для домашних животных США.

В нацистской Германии в 1933 году был принят закон о скотобойнях, запрещающий жестокий кошерный и халяльный забой, нарушителю закона грозил концлагерь.