Аэросила

10.03.2021

ПАО «Научно-производственное предприятие „Аэросила“» — советская, российская фирма по разработке и производству самолётных воздушных винтов, винтовентиляторов, вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД), гидромеханических регуляторов для воздушных винтов, механизмов для изменения стреловидности крыла, других авиационных агрегатов. Является одним из градообразующих предприятий города Ступино.

История

Предприятие образовано в 1939 году как ОКБ по созданию автоматических самолётных воздушных винтов и их гидромеханических систем регулирования.

Начиная с первого автоматического воздушного винта АВ-1 практически на всех самолётах СССР использовались винты и регуляторы Ступинского ОКБ. Высокие аэродинамические характеристики и живучесть винтов способствовали успехам советской авиации в годы Великой Отечественной войны. За короткий предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны коллективом ОКБ было разработано более 12 типов воздушных винтов, произведённых в количестве более 100 000 штук. Ими оснащались самолёты: И-15, И-16, И-153, Ли-2, МиГ-3, Су-3, Пе-2, Ил-2, Ил-4, Ил-10, ТУ-2, Пе-8.

Бурное развитие турбовинтовой авиации потребовало оперативного создания принципиально новых воздушных винтов. Предприятие создало целое семейство надежных воздушных винтов семейства АВ™ и регуляторов для самолётов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Бе-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ил-18, Ил-38, Ан-30 и Ан-32. Соосные воздушные винты для самолётов Ту-95, Ту-114 и Ан-22 («Антей») до сих пор не имеют аналогов в мировом винтостроении. В тот же период на предприятии были созданы воздушные винты для экранопланов и аэросаней, а также рулевые винты для вертолётов Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-10К.

С 1956 года предприятие приступило к созданию вспомогательных газотурбинных двигателей для ВСУ. За короткий период предприятием разработаны и внедрены в эксплуатацию ВГТД семейства ТА™ для самолётов Ту-154, Ту-154М, Ту-134А, Ту-144, Ту-160, Ту-22М, Ту-204, Ил-62, Ил-62М, Ил-76, Ил-76МД, Як-42, Ан-22, Ан-124, Ан-74, А-40 «Альбатрос», вертолёта Ми-26.

В 1960-е и 1970-е годы создано семейство винтокольцевых движителей и нагнетательных вентиляторов для кораблей на воздушной подушке.
В ходе развития сверхзвуковой авиации предприятие разработало силовые шариковинтовые преобразователи для изменения стреловидности крыла самолётов МиГ-23, Ту-22М, Су-24, Ту-144, Ту-160.
ОАО «НПП „Аэросила“» разработало 115 воздушных винтов для 85 объектов, 15 ВГТД для 47 самолётов и вертолётов и 10 наименований шариковинтовых преобразователей для 7 типов самолётов.

В 1970 году самолёт Ан-22 разбился под Панагархом из-за разрушения винта AВ-90. Комиссия сделала вывод о недостаточности контроля над технологией изготовления лопастей винтов; возможно, подобный отказ был причиной и более ранней катастрофы другого АН-22 над Атлантическим океаном. Выявленные дефекты на заводе Аэросилы в Ступино устранили и с 1971 года отказов винтов АВ-90 не было.

Руководители

  • Жданов Константин Иванович (1939—1972 гг.)
  • Поляков Анатолий Михайлович (1972—1984 гг.)
  • Сухоросов Юрий Леонидович (1984—2002 гг.)
  • Сухоросов Сергей Юрьевич (2002 г. — по настоящее время)