Рублёво-Архангельская линия

10.03.2021

Рублёво-Архангельская линия — проектируемая линия Московского метрополитена. В перспективе должна соединить ММДЦ «Москва-Сити» и международный финансовый центр «Рублёво-Архангельское». Будущий участок линии, включающий в себя станции «Деловой центр» и «Шелепиха», открыт 26 февраля 2018 года в составе Большой кольцевой линии. Строительство первого участка «Шелепиха» — «Строгино» с 5 станциями предполагается завершить до 2025 года.

История

Впервые линия по трассе Рублёво-Архангельского радиуса появилась на планах развития Московского метрополитена в 2005 году в виде перегона от станции «Деловой центр» до непостроенной станции «Мнёвники» в составе Большой кольцевой линии. После корректировок проекта от прежнего радиуса остались две станции — «Деловой центр» и «Шелепиха».

В 2012 году в состав Москвы была включена отдельная площадка Рублёво-Архангельское, на которой планируется возвести международный финансовый центр «Рублёво-Архангельское». Для обеспечения нового района скоростным внеуличным транспортом летом 2012 года начались предпроектные работы по новой линии метро — Рублёво-Архангельской. Планировалась организация пересадки с существующей станции «Строгино», от которой линия трассировалась бы к Новорижскому шоссе к станции с внешней стороны МКАД, а затем к третьей станции — «Рублёво-Архангельское» — в центре МФЦ, к северо-востоку от Захарковского карьера. Строительство электродепо линии предполагалось на единственно подходящем для этого участке, расположенном между Ильинским и Новорижским шоссе и являющимся анклавом внутри территории Московской области.

В 2013 году было объявлено, что нужный коридор для строительства ветки до «Рублёво-Архангельского» имеется, идёт проработка трассировки линии, строительство планируется начать после 2020 года.

В июне 2014 года стало известно, что эта линия может быть построена за счёт Фонда национального благосостояния, либо иных внебюджетных средств.

26 июня 2014 года появилось распоряжение Москомархитектуры № 84 о подготовке проектов планировки линейных объектов метрополитена (ППЛО). В рассматриваемой части предполагалась подготовка в 2014—2015 годах ППЛО для участка от станции «Улица Новаторов» до станции «Деловой центр».

В феврале 2016 года предполагалось, что линию в Рублёво-Архангельское построят не раньше 2035 года, однако отмечалось, что камеры съездов для строительства этой линии уже строятся.

В апреле 2016 года линия была названа в числе радиальных веток, которые будут построены от Большой кольцевой линии.

В июне 2016 года поступило предложение убрать из проекта станцию возле МКАД на Новорижском шоссе. На получающемся перегоне длиной 5,4 км по нормам безопасности на этом месте должен будет построен эвакуационный выход. Также было предложено добавить в проект станцию «Новорижская», расположенную в границах площадки под депо.

7 октября 2016 года было подтверждено, что в дальнейшем часть северо-западного участка Большой кольцевой линии, включающая в себя станции «Деловой центр» и «Шелепиха», будет преобразована в отдельную Рублёво-Архангельскую линию. 25 октября 2016 года Постановлением Правительства Москвы № 703-ПП был утверждён проект планировки территории Рублёво-Архангельское, включающий в себя станцию метро «Рублёво-Архангельское».

9 ноября 2016 года было объявлено, что реализация проекта планировки территории Рублёво-Архангельское, утверждённого мэром Москвы Сергеем Собяниным, и включающего в себя резервирование технической зоны для строительства линии от станции «Строгино» до территории МФЦ, будет осуществляться за счёт инвестора.

В марте 2017 года стало известно, что линия к Международному финансовому центру в Рублёво-Архангельском, с трассировкой через районы Строгино и Щукино, может быть построена к 2025 году. По словам руководителя Москомархитектуры Максима Васильева, заинтересованность в этой линии проявляет «Сбербанк».

20 июня 2018 года Марат Хуснуллин сообщил, что в Рублёво-Архангельское планируется также построить ответвление от станции Павшино проектируемого Московского центрального диаметра «Нахабино — Подольск».

В июле 2018 года продолжалась подготовка проекта планировки участка линии от станции «Шелепиха» до станции «Ильинская» длиной 18,7 км. Согласно информации на сайте госзакупок, проектированием занимается ООО «Гражданпромпроект». По договору подготовка проекта планировки должна была завершиться не позднее 31 августа 2018 года. Строительство линии планировалось начать после 2023 года, в начале 2019 года старт строительства перенесён на 2021—2022 годы.

7 марта 2019 года Градостроительно-земельной комиссией был одобрен проект планировки участка «Шелепиха» — «Строгино» длиной 9,8 км с четырьмя станциями. 12 октября 2019 года стало известно, что к ним между станциями «Шелепиха» и «Проспект Маршала Жукова» добавилась ещё одна станция — «Пресня». Данная станция уже появлялась в планах строительства линии, но была исключена, ввиду расположения в промзоне. Дополненный проект будет утверждён в 2020 году.

В конце 2019 года планируемая очерёдность пусковых участков была изменена: первым стал участок «Шелепиха» — «Строгино», а вторым — участок «Строгино» — «Ильинская».

2 января 2020 года Марат Хуснуллин заявил о начале освобождения участков для Бирюлёвской и Рублёво-Архангельской линий.

В январе 2020 года Андрей Бочкарёв заявил, что линия будет построена и открыта до 2028 года, строительство начнётся в 2020 году.

7 августа 2020 года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев сообщил, что Рублево-Архангельскую линию планируется запустить до 2027 года,

21 сентября 2020 года началась подготовка к строительству станции «Улица Народного Ополчения».

С 20 января по 2 февраля 2021 года на общественные обсуждения был выдвинут проект линии длиной 12,6 км с шестью станциями: «Звенигородская» («Пресня»), «Карамышевская» («Проспект Маршала Жукова»), «Бульвар Карбышева» («Бульвар Генерала Карбышева»), «Живописная», «Строгино», «Липовая аллея» («Троице-Лыково»).

Текущие планы

Участок в составе Большой кольцевой линии

26 февраля 2018 года был открыт первый участок Большой кольцевой линии от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк». В будущем его часть от «Делового центра» до «Шелепихи», состоящая из двух станций

  • «Деловой центр»
  • «Шелепиха»

станет начальным участком Рублёво-Архангельской линии. Перегон «Шелепиха» — «Хорошёвская» после этого планируется использовать в качестве двухпутной ССВ.

Первый участок

Первым участком Рублёво-Архангельского радиуса является бывший проектируемый Строгинский радиус Калининской линии. От станции «Строгино» линия трассируется под Строгинской поймой и далее под районом Хорошёво-Мнёвники к станции «Проспект Маршала Жукова», пересадочной на станцию «Карамышевская» Большой кольцевой линии. От неё линия идёт под улицей Мнёвники и далее к 1-му Силикатному проезду, вдоль территории Краснопресненского завода ЖБК и выходит на 1-й Силикатный проезд, где находится камера съездов Большой кольцевой линии на перегоне «Шелепиха» — «Хорошёвская» для присоединения участка «Шелепиха» — «Деловой центр».

На участке длиной 9,8 км идёт проектирование 5 станций, открытие которых запланировано на 2024 год:

  • «Пресня» (в районе 1-го Силикатного проезда);
  • «Проспект Маршала Жукова» (у пересечения проспекта Маршала Жукова и улицы Демьяна Бедного);
  • «Бульвар Генерала Карбышева» (у пересечения бульвара Генерала Карбышева и улицы Маршала Тухачевского);
  • «Живописная» (у пересечения улиц Живописная и Паршина);
  • «Строгино» (под Строгинским бульваром).

Второй участок

Второй участок линии возьмёт начало в районе Строгино, у одноимённой станции Арбатско-Покровской линии. Отсюда ветка пройдёт через Троице-Лыково, где будет построена одноимённая станция; и далее на запад, у пересечения Новорижского шоссе с МКАД она выйдет за пределы последнего, пройдёт под Москвой-рекой и прибудет в Рублёво-Архангельское, где будет построена ещё одна станция. Конечной станет станция «Ильинская», которая разместится у Ильинского шоссе. Проект планировки территории Рублёво-Архангельское района Кунцево утверждён властями Москвы в 2016 году.

На участке идёт проектирование 3 станций, открытие которых запланировано на период до 2027 года:

  • «Троице-Лыково» (с восточной стороны развязки МКАД и проспекта Маршала Жукова);
  • «Рублёво-Архангельское» (на территории Рублёво-Архангельское в районе Захарковской поймы);
  • «Ильинская» (ранее «Новорижская», около деревни Гольёво между Новорижским и Ильинским шоссе).
    • Рядом со станцией будет построено электродепо «Ильинское» (ранее «Архангельское»).

Объединение с Бирюлёвской линией

Трассировка линии от станции «Деловой центр» в сторону центра находится в стадии предпроектных предложений.

Первые варианты появились в конце 2013 года, когда получившая новую трассировку хорда на Коммунарку стала планироваться в перспективе единой с Рублёво-Архангельской линией. Для этого был запланирован соединительный участок между станциями «Улица Новаторов» и «Деловой центр» с тремя промежуточными станциями, включающий в себя станцию «Лужники» с пересадкой на станцию «Спортивная».

По рассматривавшимся в конце 2016 года вариантам строительства от станции «Деловой центр» линия пойдёт на юго-восток с образованием пересадочных узлов на станциях «Фрунзенская», «Шаболовская», «Тульская» и закончится на станции «ЗИЛ», где её планируется объединить с Бирюлёвской хордой. К проектированию подобного продления планируется приступить после 2025 года.

Пересадки