Купреянов, Николай Николаевич

10.03.2021

Николай Николаевич Купреянов (1894—1933) — российский, советский художник-график, мастер рисунка, ксилографии и литографии, книжной графики, педагог.

Биография

Выставка ГМИИ им. А. С. Пушкина 1984 год Яков Николаевич Купреянов

Родился во Влоцлавске (ныне Влоцлавек, Польша) в семье потомственных дворян. Отец — Николай Николаевич Купреянов (1864—1925), в 1911—1917 — сувалкский губернатор. Мать — Мария Геннадиевна Купреянова, урожд. Мягкова (1866—1941). Н. Н. Купреянов — троюродный племянник поэта Серебряного века Михаила Кузмина и внучатый племянник публициста Н. К. Михайловского.

Окончил Тенишевское училище (1912) и юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1916). Одновременно занимался в частных студиях Д. Н. Кардовского (1912—1914) и К. С. Петрова-Водкина (1915—1916). В 1915 г. несколько месяцев брал уроки техники гравюры на дереве у А. П. Остроумовой-Лебедевой.

В 1917 г. служил в действующей армии вольноопределяющимся лейб-гвардии 1-го Мортирного артиллерийского дивизиона, участвовал в боевых действиях на Волыни и в Галиции. В том же году был принят в Константиновское артиллерийское училище, где до октябрьского переворота 1917 года проходил курс ускоренной подготовки.

Одновременно с 1917 года начал участвовать в художественных выставках. В 1918-м Румянцевский музей приобрел несколько гравюр Купреянова. С 1918 года начал сотрудничать с издательствами.

В 1919-м по приглашению отдела ИЗО Наркомпроса руководил графической мастерской в бывшей Школе Общества поощрения художеств; одновременно преподавал рисунок в Петроградском Высшем институте фотографии и фототехники. В том же году преподавал гравюру в Государственных трудовых учебных мастерских декоративных искусств (бывшее Училище технического рисования барона Штиглица).

В 1920—1921 работал в Костроме уполномоченным отдела ИЗО Наркомпроса по делам Костромских Государственных свободных художественных мастерских. Руководил графической мастерской, преподавал рисунок. Организовал в Костроме Музей Живописной культуры (1920).

В 1921 году переехал в Москву. В сентябре 1921-го зачислен во ВХУТЕМАС «профессором и заведующим лабораторией шрифта». В 1922—1923 гг. профессор и заведующий лабораторией книги. Преподаватель литографского отделения (1923—1924), заместитель заведующего литографским отделением (1924—1926); с мая 1926 г. — профессор по курсу литографии, заведующий литографским отделением. С 1926 преподавал рисунок на литографском и фотомеханическом отделениях.

В феврале 1929-го лишен избирательных прав «как бывший дворянин, крупный помещик, владевший имением свыше 1000 дес<ятин> земли и сын губернатора», в связи с чем был отчислен из ВХУТЕИНа (как именовался ВХУТЕМАС с 1927 года) и в марте 1929 г. прекратил руководство литографским отделением полиграфического факультета.

С 1928 преподавал рисунок на Изоотделении Единого художественного рабфака (Рабфак Искусств).

В 1921—1929 Купреянов ежегодно приезжает в усадьбу Селище Костромского уезда, принадлежавшую до 1917-го его предкам с материнской стороны (часть усадебного дома оставалась во владении семьи до конца 1930 года); делает зарисовки, которые к середине 1920-х приведут к созданию обширных графических серий «Стада» и «Вечера в Селище», признанных позже шедеврами русской графики.

В 1925 году Н. Н. Купреянову за гравюры на дереве присуждена Золотая медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже.

В том же 1925-м вступает в Общество станковистов (ОСТ).

В 1927-м — первая персональная выставка в Картинной галерее Татарской АССР, издан каталог с вступительной статьей А. А. Федорова-Давыдова (Казань, 1927). Представлено более 220 произведений — гравюры, литографии и рисунки (1916—1927).

В 1928-м участвовал в Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции (Москва) сериями работ «Завод», «Морской транспорт» и «Железнодорожные пути» (1926—1927), где получил первую премию.

В 1928-м по командировке Наркомпроса посетил (вместе с художниками П. В. Вильямсом и Ю. И. Пименовым) Германию и Италию.

В марте 1930-го был арестован ОГПУ по доносу о связях с белоэмигрантами и группой монархистов, две недели провел в заключении на Лубянке, но был выпущен как не являющийся «социально-опасным элементом».

В 1930—1931 был в творческих командировках от Всекохудожника (Всероссийское кооперативное объединение «Художник») на рыбных промыслах Каспийского моря. Исполнил серии акварелей, вел графический дневник, один из двух томов которого был факсимильно издан посмертно.

В 1932-м был в командировке от Изогиза в деревне Казановка Московской обл., колхоз «Трудовик»; командирован на корабли Балтфлота, где работал над рисунками и акварелями (позднее исполнил ряд литографий на ту же тему) к выставке «15 лет РККА» (1933).

В 1932—1933 — доцент Московского полиграфического института, преподавал рисунок.

В 1933 году в возрасте 39 лет Н. Н. Купреянов утонул в подмосковной речке Уча при не выясненных до конца обстоятельствах. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Семья и потомки

  • Вторая жена — Вера Яковлевна Каган-Шабшай (1905-08.04.1988), хореограф, дочь профессора Я. Ф. Каган-Шабшая.
  • Сын от второго брака — Яков Николаевич Купреянов (08.09.1932-25.03.2006) — скульптор, заслуженный художник РФ. Автор надгробного памятника Н. Н. Купреянову на Новодевичьем кладбище.;
  • Первая жена — Наталья Сергеевна Изнар (01.02.1893-10.07.1967), художник.
  • Дочь от первого брака Вера Николаевна Купреянова (1916—1934).
  • Внук — Николай Яковлевич Купреянов (р. 1960), художник и искусствовед.
  • Внук — Павел Яковлевич Купреянов (род 22. 11. 1976), Член Ассоциации Лермонтовское Наследие, в 2005 г. один из учредителей Фонда изучения творческого наследия Н. Н. Купреянова, ликвидированного 09 января 2008 г. ИП Октябрь 2017 года.
  • Внучка — Татьяна Яковлевна Купреянова (род. 27. 01. 1981), художник - гример.

Творчество

Купреянов начинал творческий путь с гравюры на дереве, в которой стал одним из ведущих мастеров (художественная критика 1920-х называла его имя в одном ряду с В. А. Фаворским и А. И. Кравченко). В начале 1920-х испытал влияние левого искусства. Добившись в гравюре на дереве значительных достижений, в середине 1920-х Купреянов переключился на работу в станковом рисунке, снискав в этой области большую известность. Художественный критик и искусствовед А. М. Эфрос в статье «Н. Купреянов и его дневники» (1937) назвал Н. Н. Купреянова «одним из самых больших наших рисовальщиков — может быть, самым одаренным». К самым известным графическим сериям Н. Н. Купреянова относятся рисунки и акварели «Стада», «Вечера в Селище», «Тюрчанки», «Рыбные промыслы».

Н. Н. Купреянов создал новый жанр в истории изобразительного искусства — графический дневник художника. Его каспийские «Дневники художника» вошли в историю отечественного изобразительного искусства в качестве классических произведений. Они хранятся в Отделе рисунка Гравюрного кабинета ГМИИ им. А. С. Пушкина. Многие зарисовки из этих дневников разошлись на репродукции в учебниках по рисунку.

В книжной графике среди значительных работ Купреянова можно назвать: «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» В. Маяковского (1925), «Спор между домами» Н. Агнивцева (1925), «Зверинец» Б. Пастернака (1929) и др. Купреянову принадлежит оформление программных сборников Литературного центра конструктивистов (ЛЦК): «Мена всех» (1924), «Госплан литературы» (1925), «Бизнес» (1929).

Н. Н. Купреянов прожил всего 39 лет, но сумел оставить после себя большое количество рисунков и гравюр, многие из которых хранятся в ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина и др.) и за рубежом.

Выставки

Персональные и групповые выставки:

  • 1925 — Выставка рисунков группы художников: Л. А. Бруни, Н. Н. Купреянова, В. В. Лебедева, П. И. Львова, П. В. Митурича, В. Е. Татлина, Н. А. Тырсы, Гос. Цветковская галерея, Москва.
  • 1927 — Выставка «Николай Николаевич Купреянов». Картинная галерея Татарской АССР, Казань.
  • 1933—1934 — Посмертная выставка «Николай Николаевич Купреянов (1894—1933)» в выставочном зале «Всекохудожник» (Кузнецкий мост, 11), Москва.
  • 1958 — Выставка произведений художников Л. А. Бруни, Н. Н. Купреянова, П. В. Митурича. Московский дом художника.
  • 1984 — Выставка Н. Н. Купреянова к 90-летию со дня рождения в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина,Государственной Третьяковской галереи и из собрания Якова Николаевича Купреянова.
  • 1996 — Выставка Н. Н. Купреянова к 100-летию со дня рождения в Гос. Третьяковской галерее на Крымском валу. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина,Государственной Третьяковской галереи и из собрания Якова Николаевича Купреянова.