Ветка (город)


Ветка (белор. Ветка) — город (с 1925 года) в Гомельской области Белоруссии на реке Сож, лежит на востоке Белорусского Полесья, в 22 км от железнодорожной станции Гомель. Центр Ветковского района Гомельской области. Население — 8505 человек (на 1 января 2018 года).

Название

Существует ряд мнений о происхождении названия города Ветки. Согласно одному из них, город был назван Веткой, поскольку русло реки Сож на месте города разветвляется, как ветка дерева. Другое мнение заключается в том, что во время прихода старообрядцев на месте поселения были густые, ветвистые хвойные леса. Если верить третьей идее, то Ветка — это малая ветвь Москвы. Жившие здесь староверы — все те же москвичи. Они стремились во всем подражать Москве и даже главную площадь в Ветке назвали Красной площадью. По другой версии, старообрядцы спасались на плотах по реке от погони царского войска. После долгих дней путешествия старообрядцы, положившись на Божью милость и вознеся свои молитвы, пустили по течению реки ветку дерева. «К коему берегу прибьется волнами сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием Божьего перста», — решили беглецы. После того как ветку прибило волнами к левому берегу Сожа, старообрядцы, обнаружив, что место это сильно заболочено, стали рубить свои первые избы на возвышенностях, находившихся в некотором отдалении от русла реки. А у самого берега, на большом дереве, была поставлена икона… Старообрядцы, ходили к этому месту молиться, ибо здесь прибило ветку к берегу.

История

В Речи Посполитой

Город основан в 1685 году (по другим источникам в 1667 году) староверами — беженцами из центральной России.

В последней четверти XVII века ветковские земли составляли собственность панов Халецких и входила в состав Речи Посполитой. В правление царевны Софьи (1682—1689), когда началось преследование раскольников, проживавших в Стародубских лесах, часть их бежала на территорию Великого княжества Литовского и получила разрешение от мозырского старосты Карла Казимировича Халецкого поселиться на острове Ветка, образуемом рекой Сож.

Это не могло остаться незамеченным правительством Речи Посполитой, и для выяснения целей пребывания людей было поручено от ассесорского суда секретарю польского короля Петру Михайловичу Потееву (польск. Piotr Michal Polttiew) «провести расследование касательно новой веры, появившейся среди людей московской нации, осевших на слободах». В результате расследования с 18 февраля 1690 года старообрядцы становятся под равноправное, со всеми гражданами Речи Посполитой, покровительство законов.

Предводители старообрядцев, Козьма и Стефан устроили здесь молитвенный дом, впоследствии переоборудованный в церковь, которая послужила родоначальницей и других церквей раскольников.

Вскоре известность этой церкви привела сюда многочисленных старообрядцев из Российского государства; вместе с ними, прикрываясь именем староверов, начали стекаться сюда люди, избегавшие преследования российского закона. В короткое время население Ветки сильно увеличилось и уже не могло уместиться на острове; тогда раскольники начали расселяться особыми выселками вокруг острова, преимущественно между рекой Сожем и Ипутью, и образовали 14 слобод (Слобода Косецкая, Дубовый Лог, Попсуевка, Марьина, Миличи, Красная, Костюковичи, Буда, Крупец, Гродня, Нивки, Грабовка, Тарасовка, Спасовка), которые были известны под общим названием Ветка, хотя каждая из их носила свое собственное название.

По мере увеличения скитов, возникли разногласия относительно принятия в их общину приходящих от православной церкви священников: одни принимали их не иначе. как подвергая их новому крещению, другие допускали прием только перепомазаньем или даже по одному отрицанию от ереси. Чтобы избежать в будущем необходимости принимать к себе священников нового рукоположения, ветковцы решились просить Молдавского митрополита и Константинопольского патриарха поставить им особого архиерея. Но пока шли споры о выборе кандидата на епископскую кафедру и рассуждали об условиях, на которых надо состоять в зависимости от Константинополя, у них появился архиерей сам собой. Это был беглый киевский монах Епифаний, в 1724 году обманом добившийся архиерейства в Молдавии, и на обратном пути из Ясс, рукоположивший несколько раскольников в священники и дьяконы. Вскоре Епифаний был взят под стражу и сослан в Соловецкий монастырь. В 1729 году он бежал оттуда и добрался до Киева, где снова был схвачен, содержался в Михайловском монастыре, опять убежал и пойманный в 1731 году отослан в Москву. В 1733 году он был наказан телесно и отправлен на вечное подначальство в Соловки; но в Ярославском уезде раскольники отбили или вернее выкупили его у сопровождавших солдат и увезли в Ветку. Здесь Епифаний находился около двух лет; наконец в 1735 году увезён в Киев где вскоре и умер.

Действия ветковцев не могли не обратить на них внимания русского правительства: в 1733 году взывали к ним особым манифестом вернуться в Россию и обещано было прощение. Ветковцы однако не поверили ему; поэтому в 1735 году, по соглашению с Польским правительством, решено было вывезти их силой в Россию. Это было поручено полковнику Сытину, который взял пять конных полков, окружил все ветковские слободки, скиты, монастыри и прочие убежища и в течение целого года производил разбор ветковцев, число которых доходило до 40 000 человек. Годные из мужчин были взяты на военную службу, а прочие высланы в первоначальные места их жительства. Всего было насильственно выселено около 14 000 старообрядцев. Так окончилась «первая выгонка».

Запустение Ветки и всех её слобод и выселок было недолгим: через два года беглецы вновь стали стекаться сюда и в течение пяти лет население Ветки практически было восстановлено. Русское правительство несколько раз пробовало вызвать их прокламациями в свои владения, но безуспешно.

В 1764 году генерал-майор Маслов отправился в Ветку с двумя полками, окружил её и через два месяца вывел оттуда до 20 000 человек, которые почти все впоследствии отправлены были на поселение в Сибирь. Это событие известно под именем «вторая выгонка».

В XVIII веке в Ветке сформировались местные особенности иконописи (так называемая «ветковская икона») и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа ветковской резьбы. Специалисты выделяют несколько необычных иконографических изводов, характерны для ветковской школы иконописи. Особое внимание исследователей привлекает иконография Николы Отвратного.

В Российской империи

С 1772 года после первого раздела Речи Посполитой Ветка вошла в состав Могилевской губернии Российской империи.

Ветка с 1784 года — местечко Белицкого, с 1852 года — в составе Гомельского уезда Могилёвской губернии. В 1868 году здесь открыто женское, а в 1874 году мужское народные училища. Население местечка в 1863 году составляло 4180 человек, в 1874 году 7,2 тысячи жителей.

В 1889 в Ветке была еврейская богадельня, в 1908 — 7 синагог, в 1912 — еврейское ссудо-сберегательное товарищество. В 1905 евреи Ветки пострадали от погрома.

В 1909 году в Ветке 10,3 тыс. жителей, в том числе 7,3 тыс. евреев.

После революции

С 1919 года Ветка в составе Гомельского уезда РСФСР, с 1925 года получила статус города, с 1926 года в составе БССР, с 8 декабря 1926 года стала центром района. В 1939 году в Ветке насчитывалось 6 тысяч жителей.

В 1926 году группа из 48 ветковчан выехала в Джанкойский район Крыма и образовала там еврейский земельный коллектив имени Мережина.

С 20 мая 1931 года издаётся районная газета. Газета выходила под названиями «Сталінская праўда», «Пад Ленінскім сцягам», «Перамога Кастрычніка» и «Голас Веткаўшчыны» (Голос Ветковщины).

С 18 августа 1941 года по 28 сентября 1943 года город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, жертвами которых стали 656 жителей Ветки и Ветковского района. После окончания войны жители города рассказывали, что 13-летняя девочка-пионерка Роза Дворкина сняла туфель и бросила в лицо палача: «Всех не расстреляете. Вам отомстят!» перед тем как её убили полицаи. 3 декабря 1941 в Ветке было расстреляно 360 евреев.

В 1969 году население Ветки составляло 6,2 тысячи человек.

В 1978 году в Ветке на базе коллекции Ф. Г. Шклярова основан Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова (до декабря 2012 года Ветковский государственный музей народного творчества). Открыт для посещений с ноября 1987 года.

Ветка подверглась радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.

Герб

Герб Ветки утверждён 17 апреля 2004 года Решением № 19 Ветковского Совета депутатов и внесён в Гербовый матрикул Республики Беларусь (№ 64). Представляет собой испанский щит, в красном поле которого изображена серебряная литера W. Литера W является элементом герба бывших владельцев города Халецких, кроме того, символизирует первую букву названия города (польск. Wietka).

Население

В 1939 году в Ветке проживало 3538 белорусов (59%), 1348 русских (22,5%), 944 еврея (15,7%), 73 украинца, 96 представителей иных национальностей.

В 2017 году в Ветке родилось 121 и умерло 144 человека. Коэффициент рождаемости — 14,3 на 1000 человек (средний показатель по району — 13,1, по Гомельской области — 11,3, по Республике Беларусь — 10,8), коэффициент смертности — 17 на 1000 человек (средний показатель по району — 20,6, по Гомельской области — 13, по Республике Беларусь — 12,6). Уровень смертности в Ветке в 2017 году был самым высоким среди всех районных центров Гомельской области.

Экономика

В 1949—2019 годах в Ветке действовала хлопкопрядильная фабрика. В 2014 году фабрика остановила работу, в 2019 году признана банкротом и ликвидирована. В помещениях фабрики организовали производство филиалы гомельского ОАО «8 марта» и барановичского БПХО.

Современный город

Современная Ветка находится в 15 километрах от Гомеля. Автодорогами город соединён с Гомелем и Добрушем. Между Гомелем и Веткой существует регулярное автобусное сообщение.

В городе расположен Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова, в котором выставляется коллекция старообрядческих икон.

Здравоохранение района обеспечивается учреждением здравоохранения «Ветковская центральная районная больница».

В Ветке расположена гимназия, средняя школа имени А. А. Громыко, Ветковский центр творчества детей и молодежи, Ветковская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва.

Галерея

  • Главная площадь Ветки

  • Здание администрации Ветковского района

  • Спасо-Преображенский собор в центре Ветки

  • Ветковский музей