Дом сецессиона

11.03.2021

Выставочный павильон Венского сецессиона — Дом сецессиона, часто называемый «Сецессионом», построен в 1897—1898 годах в Вене по проекту австрийского архитектора Йозефа Марии Ольбриха. Это один из наиболее значимых архитектурных памятников австрийского, или венского, модерна.

История

Большую часть расходов на строительство взяли на себя сами художники, город бесплатно предоставил земельный участок в начале улицы Линке-Винцайле (Linke Wienzeile), недалеко от площади Карлсплац и рынка Нашмаркт. Для города возведение этого здания было связано с обустройством закрытого канала реки Вены, из которого образовали улицу, и новым обликом площади Карлсплац (нем. Karlsplatz). Но этот план, как и идея разбить аллею между церковью Карлскирхе (нем. Karlskirche) и Домом сецессиона, не были реализованы. Однако вдоль улицы Линке Винцайле расположены три дома в стиле венского модерна, возведённые в 1898—1899 годах по проектам выдающегося архитектора, главы венской школы Отто Вагнера, учеником которого был Йозеф Ольбрих. Напротив Сецессиона находится стеклянный павильон Венского Кунстхалле (Дома художников), в котором регулярно проводятся художественные выставки и концерты современной музыки. С другой стороны расположена Академия изобразительных искусств, а поодаль — два Павильона городской электрички Венского штадтбана станции Карлсплац — шедевры архитектуры Отто Вагнера (1898). Всё это делает район Сецессиона важным художественным центром австрийской столицы.

Архитектура

Здание построено в характерном геометрическом стиле венского модерна. Оно состоит из нескольких массивных кубических объёмов, над которыми вознесен ажурный купол, сверкающий на солнце тысячами золоченых лавровых листьев, символизирующих молодость искусства. Членения здания экономно подчеркнуты лаконичным «вагнерианским» орнаментом. Формальная изысканность и сила контрастов массивных объёмов, почти лишённых окон, сильно выдающегося карниза и сверкающего на солнце золочёного шара как нельзя лучше выражают творческие устремления представителей нового искусства начала ХХ века. Над входом, золотыми буквами начертан девиз Сецессиона, придуманный венским критиком и историографом движения Людвигом Хевеши: нем. «Der Zeit Ihre Kunst, Der Kunst Ihre Freiheit» («Каждому времени свое искусство, каждому искусству своя свобода»). Слева от входа имеется также надпись: лат. «Ver Sacrum» («Весна Священная») — название альманаха, который издавал Рудольф фон Альт.

Над главным входом помещены скульптурные головы Горгон. Между ними надпись: «Живопись. Архитектура. Пластика». Внутри небольшого по размеру здания имеется выставочный зал с верхним светом, для которого Густав Климт создал знаменитый «Бетховенский фриз», впервые показанный на XIV выставке «Объединения художников Венского Сецессиона», проходившей в 1902 году и посвящённой Людвигу ван Бетховену. Внутреннюю отделку зала и витражи боковых стен проектировал один из основателей Сецессиона и Венских мастерских Коломан Мозер. В центре зала установлена статуя Бетховена работы Макса Клингера (1902). Из-за необычной архитектуры венцы с юмором, но доброжелательно, называли здание Сецессиона «гробницей», «восточным мавзолеем», «гибридом оранжереи и известковой печи». Рядом со зданием Сецессиона установлена бронзовая скульптурная группа «Марк Антоний в колеснице, запряжённой львами» работы скульптора Артура Штрассера (1899), выполненная для Всемирной выставки в Париже 1900 года.

Здание Сецессиона было сильно разрушено в 1945 году. В 1985 году проведена полная реконструкция с воссозданием внешнего вида, но переустройством интерьера, к которому был добавлен подземный зал.

Галерея

  • Каждому времени свое искусство, каждому искусству своя свобода

  • Садовый горшок с ножками в форме черепах

  • Три совы на южной стороне здания

  • Главный вход

  • Изображения горгон над главным входом