Судостроительный комплекс «Звезда»

11.03.2021

Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК «Звезда») — российское судостроительное и судоремонтное предприятие, находящееся в городе Большой Камень Приморского края.

На 2020 год портфель заказов судоверфи насчитывает свыше 40 судов, с учетом опционов — 59 судов; пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. т, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

Строительство

Новая верфь была заложена в 2009 году как совместное предприятие ОСК (80 % верфи) и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (20 %) и носило название «Звезда DSME». Новая верфь предназначалась для строительства крупнотоннажных судов (в том числе танкерного флота) и других видов морской техники, для российских нефте- и газодобывающих компаний, для реализации их проектов по добыче углеводородов на континентальном шельфе; здесь будет крупнейший в России сухой док и производственные цеха полного цикла
Однако в 2012 году компания Daewoo вышла из совместного предприятия и верфь перешла к Роснефти и Газпромбанку. В 2015 году предприятие получило название Судостроительный комплекс «Звезда».

В 2016 году состоялся запуск первой очереди нового производства.

В 2018 году начались работы по сооружению второй очереди верфи; предполагается завершить постройку в 2024 году.
11 сентября 2018 стартовало строительство крупнейшего в России сухого дока длиной 500 м. Строительство ведёт китайская госкорпорация China Communications Construction Company (СССС); срок сдачи этого дока намечен на 2020 год; в июле 2020 был установлен его батопорт (водонепроницаемый затвор).

Продукция

Ожидается, что со стапелей суперверфи на первом этапе смогут сходить суда дедвейтом до 145 тыс. тонн, на втором этапе — суда ледового класса, нефтяные платформы, газовозы и танкеры водоизмещением в 350 тыс. тонн, длиной до 300 метров и шириной до 75 метров. На верфи смогут трудиться до 10 тысяч специалистов. Основным клиентом верфи стала компания «Роснефть», которая заключила соглашение о размещении всех заказов на проектирование и строительство новой морской техники и судов на мощностях верфи.

2017: закладка четырех многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса (проект IBSV 10022) На середину 2018 года портфель заказов верфи составил 118 судов, в том числе заказы Роснефти 26 судов; в процессе постройки находятся 4 судна.

В сентябре 2018 года состоялась закладка первого танкера класса Афрамакс («Владимир Мономах», первый российский танкер подобного типа); спущен на воду 12 мая 2020 г.
В производстве на тяжелом достроечном стапеле находилось (на 2020) ещё четыре Афрамакса; всего в портфеле ССК Звезда на данный момент 12 заказов на суда такого типа.

Также, в сентябре 2018 года было заключено соглашение с Samsung Heavy Industries о передаче компетенций в строительстве челночных танкеров дедвейтом от 42 тыс. до 120 тыс. тонн. На начало 2019 года Роснефть заказала 10 таких танкеров, еще 2 заказал Совкомфлот.

Завод винторулевых колонок

Завод винторулевых колонок «Сапфир» в Большом Камне (совместное предприятие General Electric и «Роснефть»), по производству подруливающих устройств мощностью до 15 МВт. Запущен в 2019 году.

Металлургический завод

В ноябре 2020 года глава «Роснефти» Игорь Сечин озвучил планы по строительству завода листового проката и трубной продукции. Завод должен обеспечивать потребности ССК «Звезда» в металле и будет располагаться в районе бухты Суходол.