Grumman Corporation

11.03.2021


«Грумман» («Грумман эркрафт энджиниринг» англ. Grumman Aircraft Engineering Corporation, позднее англ. Grumman Aerospace Corporation) — американская авиастроительная компания, существовавшая с 1929 по 1994 год, один из ведущих американских производителей военных и гражданских самолётов своего времени. Более двух третей доходов от продаж продукции и предоставляемых услуг составлял федеральный клиентский сектор обслуживания военных заказов (без учёта иностранных заказчиков американского вооружения и военной техники). В 1980-е годы стабильно входила в дюжину крупнейших подрядчиков военно-промышленного комплекса США по объёму заказов.

История

Лерой Грумманн и его компаньоны в 1920-х работали в Loening Aircraft Engineering Corporation, до ее покупки Keystone Aircraft Corporation, перенесшей управление из Нью-Йорка в Бристоль, Пенсильвания. Грумманн и партнеры (Эдмунд Вар Пур, Уильям Шведлер, Джейк Свирбул и Клинт Тоул), основали свою компанию на старом заводе компании Cox-Klemin Aircraft Co. в Болдуине, Лонг-Айленд штат Нью-Йорк. Весь персонал Грумманна состоял из бывших сотрудников Loening Aircraft. Новообразованная компания получила имя «Грумманн» в честь главного инвестора.

Фирма зарегистрирована 5 декабря 1929 года, начала деятельность 2 января 1930 года. Изначально компания занималась сваркой алюминиевых рам для грузовиков, затем подписала контракты с ВМС США. «Грумманн» первой сконструировала гидросамолеты для ВМС США, что позволило ей выйти на рынок авиапроизводителей. Первым самолетом предприятия был Grumman FF1 – биплан с убирающимся шасси. Затем был ряд других успешных проектов.

Во время Второй мировой войны Грумманн стал узнаваемым благодаря «Кошкам» - серии палубных истребителей ВМС США. F4F Wildcat и F6F Hellcat, менее известные Grumman F7F Tigercat и Grumman F8F Bearcat, (последние два не эксплуатировались во время Второй мировой), и торпедоносец TBF Avenger. «Грумман» стала 22-ой компанией США по стоимости производственных контрактов во время войны. Первым реактивным самолетом компании был F9F Panther, за ним последовали модернизированные F9F/F-9 Cougar, и менее известный F-11 Tiger уже в 1950-х. После войны фирму ожидал большой успех в 1960-х с A-6 Intruder и E-2 Hawkeye закрепленный в 1970-х с Grumman EA-6B Prowler и F-14 Tomcat. Продукция «Грумман» фигурировала в фильме «Топ Ган» и в многочисленных фильмах о Второй мировой войне, морской пехоте и ВМС США. В частях палубной авиации ВМС США до сих пор состоят на службе Grumman E-2 Hawkeye и Grumman EA-6 Prowler.

«Груманн» являлся генеральным подрядчиком при строительстве Лунного модуля для высадки человека на Луну. Контракт был подписан 7 ноября 1962 года и фирма построила 13 лунных модулей. Когда программа Аполлона подошла к концу «Грумманн» был одним из претендентов на строительство Шаттлов, но проиграл Rockwell International. В конце концов, компанию привлекли в программу Шаттлов, но как субподрядчика изготовившего для Rockwell элементы оперения, и вертикальные стабилизаторы.

В 1969 году компанию переименовали в Grumman Aerospace Corporation и в 1978 году она вошла как Grumman-American Division в компанию Gulfstream Aerospace. Также компания построила Grumman LLV - легкий фургон для эксплуатации в USPS – почтовой службе США. Grumman LLV эксплуатируется с 1986 года.

Еще одной нишей компании «Грумман» являлось направление бизнес авиации, в том числе турбовинтовой (модель Грумманн G-159) и Grumman Gulfstream II (модель G -1159) которые эксплуатировались рядом предприятий, частных лиц и государственных учреждений страны, в том числе военные организации и НАСА. Кроме того, «Гольфстрим I» эксплуатировался несколькими местными и региональными авиакомпаниями на регулярных пассажирских перевозках, включая удлиненные модификации, например Gulfstream I-C (Grumman model G-159C) вместимостью 37 пассажиров. Бизнес джеты Гольфстрим продолжают выпускаться Gulfstream Aerospace, материнской компанией, которой является General Dynamics.

Мощности в Лонг-Айленде

Во время Холодной войны «Грумманн» был крупнейшим работодателем Лонг-Айленда. Продукция компании считалось настолько надежной, что ее часто называли «Железной работой Грумманна».

По мере роста предприятия оно переезжало в Валли-Стрим, штат Ньй-Йорк, затем в Фамингдейл, и наконец, в Бетпейдж, на базе ВМС площадью 24 квадратных километра в Калвертоне Нью-Йорк, все населенные пункты находятся в Лонг-Айленде. Во времена своего рассвета в 1986 году численность персонала компании составляла 23 000 человек, с занимаемыми площадями в 560 000 кв. метров и 0,5 кв. км в аренде на базе ВМС в Бетпейдже.

С концом Холодной войны и началом 1990-х и уменьшением оборонных расходов привело к волне слияний и количество компаний космической промышленности сократилось. В 1994 году корпорация Northrop купила Grumman за 2,1 млрд.$ с переименованием в Northrop Grumman, затем Northrop превысил предложение Martin Marietta на 1.9 млрд.$.

Новообразованная компания закрыла почти все свои заводы на Лонг Айленде, и переоборудовала заводские площади в Бекпейдже в жилой и офисный комплекс, штаб-квартира стала центральным офисом Cablevision, площади в Калвертоне переданы под офисно-промышленный комплекс. Самолетные ангары переданы под павильоны Grumman Studios,- специализирующейся на теле- и кинопроизводстве. Часть имущества аэропорта используется как Grumman Memorial Park. Оставшиеся мощности Northrop Grumman это кампус «Battle Management and Engagement Systems Division» в котором работают 2 000 человек.

Самолёты

военные

  • Grumman FF1
  • Grumman F2F
  • Grumman F3F
  • Grumman XF5F Skyrocket
  • Grumman XP-50
  • General Dynamics-Grumman F-111B
  • Grumman G-118
  • Grumman AF Guardian
  • Grumman C-1 Trader
  • Grumman E-1 Tracer
  • Grumman S-2 Tracker
  • Grumman E-2 Hawkeye
  • Grumman C-2 Greyhound
  • Grumman OV-1 Mohawk
  • Grumman X-29

палубные истребители

  • Grumman F4F Wildcat
  • Grumman F6F Hellcat
  • Grumman F7F Tigercat
  • Grumman F8F Bearcat
  • Grumman F9F Panther
  • Grumman F-9 Cougar
  • Grumman XF10F Jaguar
  • Grumman F-11 Tiger
  • Grumman F11F-1F Super Tiger
  • Grumman F-14 Tomcat

гидросамолёты

  • Columbia XJL
  • Grumman JF Duck
  • Grumman J2F Duck
  • Grumman G-21 Goose
  • Grumman G-44 Widgeon
  • Grumman G-73 Mallard
  • Grumman HU-16 Albatross

палубный штурмовик

  • Grumman A-6 Intruder

торпедоносецы

  • Grumman XSBF
  • Grumman TBF Avenger
  • Grumman XTB2F
  • Grumman XTSF

самолёты радиоэлектронной борьбы и разведки.

  • Grumman EA-6B Prowler
  • General Dynamics/Grumman EF-111A Raven

гражданские

    • Grumman Gulfstream I
    • Grumman Gulfstream II
    • Grumman American AA-1 (1971–76)
    • Grumman American AA-1B Trainer (1971–76)
    • Grumman American AA-5 Traveler (1972–75)
    • Grumman American AA-5A Cheetah (1976–79)
    • Grumman American AA-5B Tiger (1975–79)
    • Grumman American Cougar
    • Grumman Ag Cat
    • Grumman Kitten
    • Grumman G-65 Tadpole

Космические аппараты

Лунный модуль (LM), также известный как LEM (Lunar Excursion Module), — посадочный модуль, часть корабля «Аполлон».

Прочая продукция

Grumman Olson – шасси для грузовиков и фургонов. Под брендом «Грумманн-Олсон» выпускались фургоны Р-600 и Р-6800 для UPS.

Grumman производила пожарные машины под названием Firecat и автомобили-вышки под названием Aerialcat. Предприятие вошло в сферу пожарной техники в 1976 году с покупкой Howe Fire Apparatus и закрыло это направление в 1992 году.

Производство каноэ было начато в 1944 году, под конец Второй мировой войны. По инициативе исполнительного директора Уильяма Хоффмана фирма использовала авиационный алюминий вместо традиционного дерева. Каноэ получили репутацию более крепких, лёгких и прочных нежели их деревянные собратья и имели значительную долю на рынке. В 1952 производство лодок было передано в Маратон, Нью-Йорк. В 1990 году подразделение по производству каноэ купила Outboard Marine Corp., и последнее каноэ под брендом Grummann было выпущено в 1996 году. Вскоре после этого бывшие руководители Grummann основали Marathon Boat Group для продолжения производства. В 2000 году было разработано соглашение с Northrop Grumman об использовании логотипа и названия Grummann. Каноэ Grummann использовалась в фильме «Избавление».

Спортивные лодки Grumann.

Grumman-Flxible 870 – междугородний автобус (1978–1982).

Ben Franklin (PX-15), - научный глубоководный аппарат.

Grumman LLV – развозной фургон для почтовых служб США и Канады.

В 1984 году Грумман сдала в аренду первый аппарат МРТ в Манхэттане.