Трусов, Григорий Мартынович


Григорий Мартынович Трусов (31 января 1889 — 22 февраля 1960) — офицер-подводник российского императорского и советского флота, кораблестроитель, участник Первой мировой войны, Георгиевский кавалер, инженер-механик, главный строитель и начальник отдела подводного судостроения Балтийского завода, писатель, автор документальных книг по истории становления отечественного подводного флота, Герой Труда, инженер-капитан 2 ранга.

Биография

Григорий Мартынович Трусов родился 31 января 1889 года в деревне Суково Московской губернии в крестьянской семье. В 1903 году окончил земскую школу и уехал из деревни в Москву. Шесть лет работал учеником слесаря, затем слесарем, параллельно с работой учился на вечерних курсах.

Служба в Российском императорском флоте

Трусов Г. М. (1914)

В октябре 1910 года призван на военную службу, и по личной просьбе направлен на флот, во 2-й Балтийский флотский экипаж в Санкт-Петербург, затем отобран матросом в Либавский учебный отряд подводного плавания. В апреле 1911 года направлен для дальнейшей учёбы в машинную школу в Кронштадт, где был зачислен в класс машинных унтер-офицеров самостоятельного управления — главных машинных старшин. Проходил корабельную практику на учебном судне «Океан», после чего произведён в машинисты 1 статьи. Летом 1912 года был откомандирован в Либаву для практического изучения подводных лодок. В 1913 году после окончания машинной школы по первому разряду был произведён в унтер-офицеры 1 статьи, и получил назначение главным машинным старшиной на подводную лодку «Минога».

С первых дней Первой мировой войны участвовал в боевых походах. 1 сентября 1915 года за подвиг, мужество и храбрость в боевых действиях подводной лодки «Минога» (спас лодку от тарана) Трусов был пожалован Георгиевской медалью 4-й степени, а 29 октября того же года — награждён Георгиевским крестом 4-й степени. 10 апреля 1916 года после сдачи экзаменов на должность машинного кондуктора, был назначен на новую лодку «Вепрь» (типа «Барс»).

В августе 1917 года был переведён на подводную лодку «Тур» (типа «Барс») старшим судовым механиком и произведён в первый офицерский чин — в подпоручики по Адмиралтейству. В октябре 1917 года Трусов на ПЛ «Тур» принимал участие в Моонзундской операции.

Служба в Военно-морском флоте СССР

Старший механик Трусов, был единственным из офицеров ПЛ «Тур», оставшийся служить советской власти. Команда выбрала его председателем судового комитета. 24 февраля 1918 года лодка перешла из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле 1918 года лодка участвовала в Ледовом походе кораблей Балтийского флота в Кронштадт, носовая её часть была сильно повреждена льдами. После ремонта и доукомплектования команды, 26-28 ноября 1918 года ПЛ «Тур» провела свой первый боевой поход. Прорвав блокаду, лодка дошла до Ревеля и доставила командованию Балтфлота сведения об английском флоте.

15 августа 1920 года Трусов был переведён на подводный заградитель «Рабочий» (бывший «Ёрш») старшим инженер-механиком. За участие в возрождении Красного Флота приказом командование флота № 434 от 13 мая 1922 года Трусову было присвоено звание Героя Труда Красного Балтийского флота.

В 1925—1927 годах параллельно со службой на ПЛ «Рабочий» преподавал в Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе и на курсах командного состава курс устройства подводных лодок и двигателей внутреннего сгорания. 7 ноября 1927 года Трусов был награждён Почётной грамотой Революционного Военного Совета Морских сил Балтийского моря. 1 декабря 1927 года переведён старшим инженер-механиком на подводную лодку «Народоволец» (серии I «Декабрист»), а 9 марта 1930 года на лодку «Ленинец».

14 июня 1930 года Приказом Реввоенсовета Г. М. Трусов был переведён в резерв РККФ, и назначен сдаточным механиком Балтийского судостроительного завода. Сначала был заместителем главного строителя лодок К. Ф. Терлецкого, а в 1932 году стал главным строителем и начальником отдела подводного судостроения завода. В 1934 году был награждён орденом Ленина.

В 1937 году был репрессирован как член партии эсеров, находился в заключении, но вскоре был освобождён. Продолжал работать на Балтийском заводе. В 1939 году был избран депутатом Ленинградского Областного Совета депутатов трудящихся (неоднократно избирался депутатом Облсовета до 1948 года).

В годы Великой Отечественной войны, в декабре 1941 года был отправлен из блокадного Ленинграда в Молотовск, где возглавлял достройку подводных минных заградителей Л-20 и Л-22. 15 ноября 1944 года был восстановлен в звании инженер-капитан 2 ранга и назначен старшим преподавателем Учебного Краснознаменного отряда подводного плавания имени Кирова в Ленинграде.

В 1953 году Г. М. Трусов вышел в отставку, на пенсии занимался изучением истории и написал ряд документальных книг о становлении отечественного подводного флота.

Умер Григорий Мартынович Трусов 22 февраля 1960 года в Ленинграде.

Библиография

  • Трусов Г. М. Двигатели Дизеля подводных лодок типов Барс и АГ. — Л., 1926.
  • Трусов Г. М. Устройство подводных лодок типа «Щ» III, V, V-бис, V-бис-2 и Х серий. — Л., 1945.
  • Трусов Г. М. Развитие советских подводных лодок в период 1918—1945 гг. — Л., 1952.
  • Трусов Г. М. Подводные лодки в русском флоте. — Л., 1953.
  • Трусов Г. М. Подводные лодки в русском и советском флоте. — Л.: Судпромгиз, 1953. — 440 с.
  • Трусов Г. М., Сушкевич Н. Н. Подводное судостроение на Балтийском заводе за период 1864—1917 гг. — Л.: Судпромгиз, 1957.
  • Трусов Г.М. Русские подводные лодки. Часть 1. — Самара.: Историко-культурный центр АНО «ИСТФЛОТ», 2006. — 88 с. — ISBN 5-98830-014-6.

Награды

Российской империи:

  • Георгиевская медаль 4-й степени (1 сентября 1915);
  • Георгиевский крест 4-й степени (29 октября 1915);

Советские:

  • Герой Труда Красного Балтийского флота (13 мая 1922);
  • два ордена Ленина (1934, 15 ноября 1950);
  • орден Красного Знамени (10 ноября 1945);
  • орден Красной Звезды (30 апреля 1945);
  • медали, в том числе медаль «За трудовую доблесть» (1956).