Риккобони, Мари-Жанна


Мари Жанна Риккобони (в девичестве Лаборас де Мерседес; 25 октября 1713 — 7 декабря 1792, Париж) — французская актриса и писательница.

Биография

Происходила из города Труа. Её отец вскоре после её рождения был обвинён в двоежёнстве и вынужден был вернуться к первой жене, мать же отдала ребёнка в приют при монастыре, где та должна была стать монахиней. Мари Жанна, однако, в 1728 году (в 14-летнем возрасте) отказалась от пострига и вернулась к матери, отношения с которой у неё были крайне сложными.

Увлёкшись актёром Антонио Риккобони (сыном актёра и драматурга Людовико Риккобони), она 7 июля 1734 года вышла за него замуж и поступила на сцену (её дебют состоялся 23 августа того же 1734 года), хотя серьёзным сценическим талантом, по мнению критиков, не обладала. Покинутая мужем, она в 1761 году оставила театр. Когда появились первые её произведения, «L’histoire du marquis de Cressy» (1758) и «Les lettres de Julie Catesby» (1759), Палиссо в «Дунсиаде» отрицал их принадлежность женскому перу.

Другие произведения: «Les lettres de miss Fanny Butter», «Ernestine», «Amélie» (переделка известного романа Фильдинга), продолжение «Marianne» Мариво, «Histoire de miss Jenny Level» (1764), «Lettres d’Adélaide de Dammartin à M-r le Comte de Rancé» (1766), «Lettres d’Elisabeth-Sophie de Vallière à Louise Hortense de Canteleu» (1772), «Lettres de milord Rivers à sir Charles Cardignan» (1777), «Recueil de pièces et d’histoires» (1783). Лагарп неоднократно восхвалял «тонкость и изящество картин, рисуемых писательницей, её ум, изящество и точность её слога». Несмотря на литературную славу Риккобони и близость её к таким известным писателям, как Дидеро и Гримм, материальное положение писательницы было шатким, а в революционную эпоху, когда она лишилась назначенной ей от двора пенсии, — даже бедственным. Умерла на руках своей подруги Терезы, которой завещала своё небольшое имущество.

Считается подражательницей «эпистолярных романов» Ричардсона. Согласно оценке ЭСБЕ, на современного (времени выхода словаря) читателя «произведения Риккобони, не лишённые занимательности, производят неприятное впечатление вследствие недостатка простоты и злоупотребления восклицаниями, эпитетами, преувеличениями». Лучшее издание — «Oeuvres complètes» (1786, 1818 и 1826).