Малые ракетные корабли проекта 1239


Ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч» — тип советских и российских скоростных малых ракетных кораблей (МРК) на воздушной подушке стоящих на вооружении Черноморского флота России.

Относятся к кораблям 3-го ранга.

Назначение

Назначением малых ракетных кораблей проекта 1239 является:

  • Уничтожение боевых кораблей и транспортов противника в прибрежных районах и открытом море.
  • Обеспечение прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев в районах формирования, на переходе морем, а также в районах высадки морских десантов от ударов кораблей и катеров противника.
  • Ведение разведки сил противника и несение дозора в операционной зоне дружественных сил.
  • Ведение борьбы с быстроходными боевыми катерами и кораблями противника.
  • История создания

    Проект создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1, с учётом опыта применения МРК на боевой службе в Средиземном море. Работы над проектом начались в 1975 году в ЦМКБ «Алмаз», главные конструкторы Л.В. Ельский, В.И. Корольков. В ходе ОКР применялась масштабная самоходная 50-тонная модель корабля. Головной серийный корабль - «Бора» был построен на Зеленодольском ССЗ в 1987 году.

    Катамаран пр.1239 обладает высокой мореходностью, имеет большую палубу и более комфортные условия использования оружия и размещения экипажа. При создании корабля широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.

    Конструкция

    Корабли проекта являются крупнейшими в своём подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходными боевым кораблем, использующими гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.

    Энергетическая установка

    Главная энергетическая установка корабля состоит из двух раздельных двигательно-движительных установок маршевого и полного хода, способных работать раздельно и совместно. Корабли проекта могут двигаться в трёх главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Проверена возможность движения кораблей с выключенными движителями, так МРК при работе только двигателей-нагнетателей[что?] способен двигаться за счёт истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

    Строительство кораблей

    Первым ракетным кораблем на воздушной подушке проекта 1239 стал РКВП «Бора», заложенный в 1984 г. на Зеленодольском ССЗ сданный ВМФ в 1989 г. и после опытной эксплуатации вошедший в 1997 г. в состав сил постоянной готовности Черноморского флота. Вскоре после первенца в Зеленодольске, в конце 1980-х, заложили еще два корабля. Один удалось достроить, а третий был разрезан на стапеле. Всего для ВМФ планировалось построить 16 боевых единиц.

    Состав серии