Идиот (фильм, 1910)

05.06.2021

«Идиот» — российский немой художественный короткометражный фильм Петра Чардынина по мотивам одноимённого романа Ф. М. Достоевского. Снят в 1910 году. Является первой экранизацией знаменитого произведения.

Сюжет

Фильм состоит из следующих сцен:

  • Общий план мчащегося поезда.
  • В купе поезда князь Мышкин знакомится с Рогожиным.
  • Дом генерала Епанчина. Появляется Настасья Филипповна, затем Рогожин. Ссора между Мышкиным и Ганей Иволгиным. Ганя бьёт князя по лицу.
  • Настасья Филипповна бросает деньги в огонь. Ганя падает в обморок, а Рогожин увозит Настасью Филипповну.
  • Мышкин навещает Рогожина и видит у него в доме картину Гольбейна «Мёртвый Христос».
  • Рогожин пытается убить князя Мышкина, но только ранит его.
  • Выздоровевший Мышкин прогуливается с Аглаей по берегу Невы.
  • Настасья Филипповна убегает из церкви во время венчания с Мышкиным.
  • Встретив Мышкина на улице, Рогожин зовёт его к себе в дом.
  • Рогожин показывает князю убитую им Настасью Филипповну. Они опускаются на пол и вместе оплакивают её.
  • В ролях

    • Любовь Варягина — Настасья Филипповна
    • Татьяна Шорникова — Аглая Ивановна Епанчина
    • Андрей Громов — князь Мышкин
    • Павел Бирюков — Парфён Рогожин
    • Арсений Бибиков — генерал Иван Фёдорович Епанчин
    • Антонина Пожарская — Нина Александровна Иволгина

    Современники о фильме

    В Крылатском в это лето были сняты следующие картины: «Коробейники» по народной повести Некрасова, «Вторая молодость» по театральной постановке, «Вадим» и «Маскарад» — инсценировки по Лермонтову, «Пиковая дама» — по Пушкину и «Идиот» по Достоевскому. Инсценировались эти произведения не целиком. Выбирались наиболее выигрышные сцены из них, причём не особенно заботились о смысловой связи между этими сценами, вероятно, в надежде на то, что зритель не может быть не знаком с такими популярными произведениями русской литературы. В Крылатском картины снимались полностью, без каких-либо досъёмок в московском ателье с его раскалёнными солнцем стеклами, благо в нашем распоряжении тут было всё, что надо: и лес, и река, и луг, и поля, а также строения всех видов и стилей, начиная от беднейшей крестьянской лачуги до барских дач включительно. Естественным недостатком съёмок в этих условиях была работа в постоянном окружении любопытных: стоило только где-либо появиться оператору и артистам, как со всех сторон начинал стекаться разный люд. Однако кинодисциплина не нарушалась. Скопление любопытных происходило позади съёмочного аппарата. Во время самой съёмки они тихонько делились своими впечатлениями; только в моменты наивысших эмоциональных переживаний аудитория не выдерживала и вслух выражала как свои восторги, так и своё негодование. Актёры также вслух выражали свои душевные переживания, и чем были эти переживания сильней, тем громче вырывались они из груди исполнителя.

    — Александр Ханжонков. «Первые годы русской кинематографии». — М., Л.: Искусство, 1937. - c. 37—38

    Отзывы

    «Идиот» Достоевского на экране — «драма», снятая режиссёром П. Чардыниным в 1910 году у Ханжонкова, — «пробежка» по узловым сценам романа, на сегодняшний взгляд наивная и комичная... И всё же в этом опусе, одном из самых ранних, уже есть проблески, попытки «сравнять» киноизображение с литературным описанием, добиться точности.

    — Нея Зоркая. История советского кино. — СПб.: Алетейя, 2005. — С. 39—40