Балашова, Галина Андреевна


Галина Андреевна Балашова (род. 4 декабря 1931, Коломна, в девичестве Брюхова) — космический архитектор, дизайнер, художник. Создатель интерьеров космических кораблей, орбитальных станций СССР и космической символики.

Биография

Родилась в Коломне в семье Андрея Федоровича Брюхова, происходившего из муромской дворянской семьи, и Полины Александровны. Брат отца, Сергей Брюхов, был архитектором. Дед по линии матери был старостой села на Оке с населением 1500 человек. Родители Галины закончили Муромский лесной техникум, но не могли получить работу по специальности из-за происхождения и были вынуждены много переезжать в поисках работы.

Детство Галины прошло в подмосковных Дмитрове и Лобне. В семье любили рисование, отец занимался фотографией. Галина рисовала с детства, поэтому отец отдал её на два года учиться рисованию к акварелисту 19 века Николаю Александровичу Полянинову, который тогда преподавал живопись акварелью в Строгановском училище.

Окончив школу с серебряной медалью, по совету отца в 1949 году поступает в Московский архитектурный институт на специальность «Архитектор». Преподавателями Галины в институте были ученики И. В. Жолтовского Ю. Н. Шевердяев и М. Ф. Оленев, а также Н. П. Сукоян. Среди её сокурсников были будущие кинорежиссер Гия Данелия и художник-фантаст Андрей Соколов.

В 1955 году заканчивает обучение в институте, и по распределению попадает в Куйбышев, где ей в течение года пришлось заниматься переработкой архитектурных проектов по хрущёвской кампании по «борьбе с излишествами».

В 1956 году выходит замуж за школьного одноклассника Юрия Павловича Балашова, выпускника физ-мата МГУ, распределенного в «Особое конструкторское бюро № 1» С. П. Королёва, ОКБ-1, (сейчас РКК «Энергия»), и вместе с мужем переезжает в подмосковный Калининград.

В 1957 году по ходатайству мужа Балашову принимают на работу в ОКБ-1 в отдел главного архитектора, в котором она была единственным дипломированным архитектором. До 1964 года она занимается застройкой города и предприятия, проектирует цеха завода, здание Дворца культуры г. Куйбышева, занимается озеленением города.

В 1963 году в новом космическом корабле «Союз» появляется дополнительный жилой отсек, орбитальный модуль. Изначально он представлял собой аскетичное помещение, выполняющее только функциональные цели, о котором Королёв сказал: «В космос человек не может летать в туалете». Королёв предлагает спроектировать жилой интерьер для модуля. По заданию К. П. Феоктистова, руководителя проектного отдела, Балашова за несколько дней проектирует дизайн интерьера орбитального отсека. После нескольких редакций Королёв утверждает его в 1964 году. Слева в орбитальном модуле размещается стол-сервант, предназначенный для хранения оборудования и бытовых вещей, справа — диван для отдыха, в котором также находится различное оборудование. Вверху отсека расположены 4 иллюминатора и поручни, внизу — посадочный люк. Модуль выполнен в форме сферы для учёта внутреннего атмосферного давления, вся мебель и приборы расположены равномерно в объёме отсека для уравновешивания бортов. По просьбе Королёва мебель в отсеке выполнена в современной тогда эстетике 1960-х годов. Орбитальные модули всех последующих «Союзов» в дизайне интерьера придерживаются такого же принципа компоновки.

В 1964 году Балашову принимают на должность инженера в проектный отдел разработки лунного орбитального корабля (ЛОК). Балашова не только проектирует интерьер жилого модуля, но и занимается размещением оборудования и приборов внутри него. Она предлагает новую форму корабля — это сфера, расширяющаяся в нижней части. В интерьере орбитального модуля реализована «неориентрованная» композиция, продиктованная невесомостью: в нём нет деления на верх и низ, нет дверей и перегородок, свободное пространство выполняет несколько функций. По бортам модуля находятся два закрытых стеллажа обтекаемой формы, которые скрывают в себе приборы. После высадки американцев на Луну в конце 1960-х годов советскую программу закрывают, ЛОК был практически построен, но так и не увидел свет.

В конце 1960-х годов занимается разработкой орбитального отсека и спускаемого аппарата «Союза Т».

В 1971—1975 годах участвует в создании «Союза-19» по программе «Союз — Аполлон». Балашова проектирует орбитальный отсек «Союза-19». Для выставки в Ле-Бурже в 1973 году создаёт проект экспозиции стыковки двух кораблей и значок с символом программы. Позже значок был утверждён Академией наук СССР и NASA эмблемой всей программы «Союз-Аполлон». Эта же эмблема была использована на нашивке костюмов у экипажей СССР и США, но в последний момент из-за путаницы рисунок на нашивке был изменён на другой. Эмблема стала всемирно известной, она использовалась в сувенирной продукции. Однако авторство Балашовой было засекречено, от гонораров за эмблему ей приказали отказаться, и кроме руководства ОКБ-1 никто не знал об отношении Балашовой к ней.

В 1976—1987 годах участвует в проектировании орбитальных станций «Салют-6» и «Салют-7», корабля «Буран», орбитальной станции «Мир». При работе над «Миром» занимается широким спектром работ от дизайна интерьера до размещения большого числа бортовых систем. В отличие от «Союзов», станция «Мир» имела на порядок больший объём, поэтому были выделены функциональные зоны: рабочая зона, салон — зона отдыха, каюты для сна, медицинская зона, зона ремонта. За каждой зоной был закреплён свой цвет: рабочая зона — голубой и зелёный, салон — тёплые тона. Пол и потолок также выделяются цветами для упрощения ориентации космонавтов в пространстве. Основная схема, заложенная Балашовой в «Мире», была использована при проектировании и строительстве МКС.

В 1960-х годах создавала пейзажи, которые отправлялись в космос в орбитальных отсеках первых «Союзов» для снятия психологической нагрузки у космонавтов. Кроме основной работы, в 1977—1991 годах Балашова создает космические вымпелы в честь советских космических кораблей и станций и в честь международных космических полётов. Вымпелы в ограниченном количестве изготавливал Ленинградский монетный двор, они раздавались космонавтам, отправлялись в музей космонавтики и в страны, которые принимали участие в полёте. В 1982 году создает эскиз для памятной бронзовой медали в честь 25-летия запуска первого искусственного спутника Земли, которая была отлита на Ленинградском монетном дворе.

С 1975 года — член Союза архитекторов.

В 1990 году Г. А. Балашова выходит на пенсию и посвящает себя акварельной живописи. В настоящее время живет в г. Королёве.

Во времена СССР и вплоть до недавнего времени авторство работ Балашовой и сама её деятельность были засекречены, широкая общественность практически ничего не знала о её роли в космической программе СССР. Первая небольшая выставка работ Галины Андреевны состоялась в московском Центральном доме архитектора в 2000 году. Ещё две выставки проходили в Германии — в Федеральном выставочном зале в Бонне и в Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне, выставлялись материалы из личного архива Балашовой. Организатор выставки в немецком музее архитектуры, немецкий архитектор Филипп Мойзер, издал книгу, посвящённую Галине Андреевне. В апреле 2016 года телеканал «Россия — Культура» показал документальный фильм о Г. А. Балашовой. В 2018 году впервые в Соединенных Штатах на международных академических конференциях в двух ведущих университетах были представлены доклады о творчестве Галины Андреевны Балашовой. Творчество Г. А. Балашовой будет освещено в двух основных плановых зарубежных изданиях.

Семья — дочь Татьяна, есть внук Петр, внучка Ольга и две правнучки и один правнук.

Проекты

Дизайн интерьера, проектирование космических кораблей и станций
  • «Союз»
  • Лунный орбитальный корабль (ЛОК)
  • «Союз М»
  • «Союз Т»
  • «Союз-19» (программа «Союз-Аполлон»)
  • «Салют-6»
  • «Салют-7»
  • Корабль «Буран»
  • Орбитальная станция «Мир»
Космическая символика
  • Около 40 космических вымпелов (галерея), посвященных космическим кораблям («Союз», «Прогресс»), станциям («Салют-6», «Салют-7», «Мир»), международным космическим полетам (СССР — Франция, СССР — Индия, СССР — Япония и др.)
  • Эмблема программы «Союз — Аполлон»
  • Памятная медаль в честь 25-летия запуска первого искусственного спутника Земли
Здания, заводы
  • Дворец культуры в г. Самара

Выставки

  • 14.12.2000-?. Москва, Центральный дом архитектора. На выставке впервые представлены работы по дизайну и архитектуре советских космических аппаратов.
  • 03.10.2014-22.02.2015, Германия, Бонн, Федеральный выставочный зал. «Outer space. Faszination Weltraum»
  • 27.06.2015-15.11.2015. Германия, Франкфурт-на-Майне, Немецкий музей архитектуры. «Дизайн советской космической программы. Архитектор Галина Балашова» (нем. Design Für Die Sowjetische Raumfahrt. Die Architektin Galina Balaschowa).