Министерство тяжёлого машиностроения СССР

15.08.2021

Министерство тяжёлого машиностроения СССР (сокр. Минтяжмаш СССР) — орган государственного управления в СССР, согласно Конституции СССР являвшийся общесоюзным органом, ведавшим выпуском различных машин и оборудования для оснащения предприятий горнорудной, металлургической, угольной, энергетической и других отраслей народного хозяйства. Ведомство имело печать с гербом СССР.

Задачи

История

Народный комиссариат тяжёлого машиностроения

Впервые ведомство было образовано 5 февраля 1939 года, в качестве Народного комиссариата тяжёлого машиностроения СССР (сокр. Наркомтяжмаш СССР или сокр. НКТМ СССР). Оно появилось при разделении Народного комиссариата машиностроения СССР.

Министерство тяжёлого машиностроения

После реформы СНК 15 марта 1946 года, народный комиссариат преобразован в одноимённое министерство.

В 1949 году министерство участвовало в поставке на строительство газопровода Дашава-Киев-Брянск-Москва газомоторных электростанций мощностью 600 л.с. в комплекте с электрогенераторами и щитами управления

В период с 5 марта 1953 года ведомство находится в составе объединённого Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР. Помимо него, в состав объединённого министерства входят Минстройдормаш СССР, Минсудпром СССР, а также Министерство транспортного машиностроения СССР. Войдя в состав Минтранстяжмаша, статус ведомства падает до уровня главного управления (сокр. Главтяжмаш или Главное управление тяжелого машиностроения).

С 19 апреля 1954 года ведомство вновь становится самостоятельным и существует вплоть до своего упразднения 10 мая 1957 года. В 1970-х годах в Тульской области строится Белевский тормозной завод, входивший в состав ПО «Трансмаш» (головной — Московский тормозной завод, МТЗ «Трансмаш»). В 1986 году в структуре министерства появились внешнеторговые организации на хозрасчёте.

27 июня 1989 года ведомство было восстановлено — на базе четырёх министерств: Министерства машиностроения СССР, Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР, Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР и Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР.

Ликвидация

21 ноября 1990 года появляется Постановление Совета Министров СССР № 1168, на основании которого на базе предприятий, организаций и объединений министерства должны быть созданы концерны: транспортного («Трансмаш»), строительно-дорожного, химического и нефтепромыслового машиностроения, а также строительного инструмента. Кроме того, на основании предложений трудовых коллективов должен быть создан вневедомственный концерн по выпуску насосного оборудования «Гидромаш».

На основании закрытого Постановления Совета Министров СССР № 1276 от 15 декабря 1990 года, образовывался Государственный концерн тяжёлого и энергетического машиностроения «Тяжэнергомаш». Министерству поручалось передать концерну предприятия, организации и объединения, входившие в его состав, которые изъявили согласие войти в его состав.

Окончательно ведомство было упразднено 1 апреля 1991 года.

Официальные названия

Деятельность

На предприятиях министерства осуществлялось проектирование и производство:

  • Землеройные машины: экскаваторы (роторные и шагающие), другая техника для горной отрасли: комбайны (горнопроходческие и очистные), машины для разведки, проходческие лебёдки, погрузочные стволовые машины, установки для бурения и т. п.
  • Железнодорожный транспорт: магистральные тепловозы и вагоны, путевые машины и т. п.
  • Подъёмно-транспортные машины: мостовые краны, конвейеры (стационарные и ленточные), оборудование для комплексной механизации складов.

Кроме этого выпускалось различное оборудование для металлургических предприятий: печи (плавильные и доменные), прокатные станы, оборудование для дробильно-размольного производства, агломерационных предприятий (агломашины). Помимо этого, выпускались котлы, турбины и прочая продукция для народного хозяйства.

Структура

Центральный аппарат включал:

  • Главное управление котельной промышленности (Главкотлопром).
  • Главное управление подъёмно-транспортного машиностроения (ГУПТмаш).
  • Главное управление по производству и комплектной поставке технологических установок для строительства нефтеперерабатывающих заводов (Главнефтемаш).
  • Главное управление турбинной промышленности (Главтурбопром).
  • Главное управление локомобильной и дизельной промышленности (Главлокомобильдизель).
  • Главное управление рабочего снабжения (Главурс).
  • Главное управление материально-технического снабжения.

В составе ведомства (эпоха Наркомтяжмаша) также находилось Главное управление дизелестроительной промышленности (Главдизель). Кроме того, в структуре имелись «учреждения по руководству комплектованием шахтных подземных машин смежными производствами и кооперированными поставками». Также в составе ведомства имелось управление кадров и управление металлургии.

Проектные организации и НИИ

ВНИИ Вагоностроения

13 июля 1961 года появляется Постановление Совета Министров СССР, предписывающее Госкомитету Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению создать Всесоюзный НИИ вагоностроения с филиалом УкрНИИВ, в городе Кременчуг. Так на базе одноимённого научно-исследовательского бюро появился Всесоюзный институт, занимавшийся комплексными работами по проектированию и испытанию вагонов.

ВНИИПТмаш

29 сентября 1930 года принимается решение правления Государственного всесоюзного объединения среднего машиностроения ВСНХ СССР о создании отраслевого НИИ внутризаводского транспорта (НИИПТ) для решения задач по разработке подъёмно-транспортного оборудования, промышленных зданий для его размещения и стальных конструкций мостов.

Вскоре, 2 сентября 1933 года, выходит приказ Наркомата тяжпрома о переименовании научно-исследовательского института в НИИ по стальным конструкциям мостов, подъёмно-транспортным сооружениям и механизации внутризаводского транспорта «Гинстальмост», а приказом от 13 ноября 1937 года он получает всесоюзный статус, а также меняет название на Всесоюзный НИИ подъёмно-транспортного оборудования (ВНИИПТО). С 29 мая 1941 года институт носит современное название — ВНИИ подъемно-транспортного машиностроения (ВНИИПТМаш).

УФ ЦКБА

Украинский филиал (УФ) ЦКБА (ЦКБ Арматуростроения) появился в Киеве 14 мая 1964 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 461. Учреждение создано на базе Киевского арматурно-машиностроительного завода. Научная организация занималась разработкой арматуры для Нововоронежской АЭС, НИИХиммаша, института медико-биологических проблем, создавала различные комплексы — например, наземные экспериментальные комплексы для подготовки и реализации долговременных полётов в космос.

ЦНИИТмаш

Постановлением ВСНХ СССР от 30 декабря 1929 года был образован НИИ машиностроения «НИИМаш». Через два года, 10 июля 1931 года, он преобразовывается в Центральный НИИ машиностроения и металлообработки («ЦНИИМаш»). Ещё через семь лет, его объединяют с Государственным трестом по рационализации производства в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности «Оргаметалл». В результате он получает новое имя — Центральный научно-исследовательский институт технологии и машиностроения (ЦНИИТМаш). 8 мая 1939 года из института выделяется Научно-исследовательский институт тяжелого машиностроения «НИИТЯЖМаш», а в начале следующего — снова объединяют в «ЦНИИТМаш». В годы войны научное учреждение находилось в эвакуации в Свердловской области.

Тресты

  • Всесоюзный трест лесозаготовок и подсобных предприятий Главного управления материально-технического снабжения.

Заводы

  • Алма-Атинский завод тяжёлого машиностроения, г. Алма-Ата.
  • ПО «Армхиммаш» (Ереванский компрессорный завод), г. Ереван.
  • Астраханский завод антикоррозийного машиностроения, г. Астрахань.
  • Армавирский завод железнодорожного машиностроения, г. Армавир.
  • Бежицкий завод «Красный профинтерн», г. Бежица, Брянская область.
  • ПО «Брянский машиностроительный завод» имени В. И. Ленина, г. Брянск.
  • Востокмашзавод (ВКМЗ), г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область.
  • Днепродзержинский вагоностроительный завод им. газеты «Правда», Днепродзержинск, Днепропетровская область.
  • Днепропетровский завод горно-шахтного оборудования (ДЗГО), г. Днепропетровск.
  • Днепропетровский завод металлургического оборудования (ДЗМО), г. Днепропетровск.
  • Ейский завод «Полиграфмаш», г. Ейск, Краснодарский край.
  • Елгавский машиностроительный завод (Елгавмашзавод), г. Елгава.
  • Ждановский завод тяжёлого машиностроения (ЖЗТМ), г. Жданов, Донецкая область.
  • Ижорский завод, г. Колпино.
  • Иркутский завод тяжёлого машиностроения (ИЗТМ), г. Иркутск.
  • Калининский ордена Ленина вагоностроительный завод, г. Калинин.
  • Калужский машиностроительный завод, г. Калуга.
  • Карпинский машиностроительный завод, г. Карпинск, Свердловская область.
  • Катайский насосный завод, г. Катайск, Курганская область.
  • Кировский завод «Красный путиловец», г. Ленинград.
  • Красноярский завод тяжёлого машиностроения (Крастяжмаш), г. Красноярск.
  • Криворожский завод «Коммунист» (ныне Криворожский завод горного машиностроения), г. Кривой Рог.
  • Ленинградский завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова, г. Ленинград.
  • Ленинградский металлический завод, г. Ленинград.
  • Ворошиловградский тепловозостроительный завод, г. Ворошиловград.
  • Кировский машиностроительный завод 1 Мая, г. Киров, Кировская область.
  • ПО «Конвейер» им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, г. Львов.
  • Людиновский машиностроительный завод, г. Людиново, Калужская область.
  • НПО «Молдавгидромаш», г. Кишинёв.
  • Мингечаурский завод дорожных машин, г. Мингечаур.
  • Московский машиностроительный завод «Красный металлист», г. Москва.
  • Московское НПО «Газоочистка» (головное предприятие ПО «Газоочистка»). В состав ПО, помимо московского завода, входили:
  • Семибратовское ПО газоочистного и пылеулавливающего оборудования, п. Семибратово, Ярославская область.
    • Мытищинский машиностроительный завод (Метровагонмаш), г. Мытищи, Московская область.
    • Невский машиностроительный завод, г. Ленинград.
    • Новокраматорский машиностроительный завод, г. Краматорск, Донецкая область.
    • Рыбницкий насосный завод, г. Рыбница.
    • Рижский Вагоностроительный Завод, г. Рига.
    • Сибирский завод тяжёлого машиностроения, г. Красноярск.
    • Славянский завод тяжёлого машиностроения, г. Славянск, Донецкая область.
    • Старокраматорский машиностроительный завод, г. Краматорск, Донецкая область.
    • Таганрогский завод «Красный котельщик», г. Таганрог.
    • ПО «Тихорецкпутьмаш», г. Тихорецк, Краснодарский край.
    • Уральский завод тяжёлого машиностроения им. С. Орджоникидзе, г. Свердловск.
    • Уральский турбинный завод, г. Свердловск.
    • Тульский завод железнодорожного машиностроения, г. Тула.
    • Харьковский турбогенераторный завод им. Кирова, г. Харьков.
    • Цхинвальский завод электровибрационных машин «Электровибромашина», Юго-Осетинская автономная область.
    • Черемховский машиностроительный завод, г. Черемхово, Иркутская область.
    • Щучинский котельно-механический завод, г. Щучинск, Целиноградская область.
    • Электростальский завод тяжёлого машиностроения, г. Электросталь, Московская область.
    • Ясиноватский машиностроительный завод им. 60-летия СССР (ВПО «Союзгормаш»), г. Ясиноватая, Донецкая область.

    Издательства

    • Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы (Машгиз).