Налим (байдарка)


Налим (байдарка) — тип туристической надувной байдарки, созданной для несложных водных походов и рыбалки. Существует 6 вариантов пассажировместимостью от 1 до 5 человек. Спроектирована и выпускается Конструкторским бюро «Сталкер» (проектировщик М. Г. Чернецкий), более известным своими байдарками типа «Щука».

Конструкция и особенности байдарок «Налим»

У байдарки «Налим» в отличие от «Щуки» открытая дека (отсутствует верх), что облегчает размещение крупногабаритного груза, облегчает и удешевляет изделие. В штатной комплектации поставляется без сидений, размещение членов экипажа предполагается на рюкзаках. Сидения имеют форму кресел, низ и спинка надувные. Нос и корма «Налима» приподняты над водой («закаячены»), что позволяет разбивать волну и увеличивает накат. Мелкие вещи размещаются в карманах-наплывах на молниях на носу и корме судна. Жесткие элементы конструкции полностью отсутствуют, функцию распорок выполняют туристические рюкзаки.

«Налим» является одной из самых легких байдарок — вес одноместной модели в облегченном варианте составляет всего 3,5 кг.

Материалы баллонов, днища и тканевых деталей

Каждая модель выпускается в нескольких вариантах, которые отличаются между собой материалами. Выбор материала обусловлен поиском компромисса между весом и прочностью судна. Всего на 2019 г. существует 3 варианта:

  • со вставными баллонами из ткани с полиуретановым покрытием, днищем из тезы, остальными деталями из рюкзачной ткани типа Оксфорд-600.
  • с камерами из пластика «Сэндвич» (пленочная структура ПЭ-ПА-ПЭ), днищем из тезы, остальными деталями из рюкзачной ткани типа Оксфорд-600.
  • «Пакрафт» с камерами «Сэндвич», днищем из облегченной тезы и остальными деталями из легкой рюкзачной ткани «Корд».

Первый вариант является самым надежным и тяжелым, второй — самым дешёвым, третий — самым легким.

Типы байдарок «Налим»

Следует иметь в виду, что количество мест зависит от области применения лодки — в походных условиях оно уменьшается ввиду наличия большого количества вещей.

История создания и производства

Налим создавался в 2008—2009 годах как развитие менее удачной лодки «Сом». В процессе конструирования удалось избавиться от главного недостатка «Сома» — плохих скоростных характеристик. Также использовался опыт, полученный при создании «Щуки».

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Малый вес
  • Большая вместимость
  • Дешевизна
  • Низкая осадка

Недостатки:

  • Отсутствие защиты от брызг
  • Плохая курсовая устойчивость (исправляется слаженностью гребцов или установкой руля)
  • Невозможность сплава по бурным рекам

Обслуживание и эксплуатация

Для надувания байдарки подойдет любой лодочный насос с переходником под конус, например, насос типа «лягушка». Закачивание воздуха происходит через пластиковые трубки, затыкаемые пробками. Полное время развертывания судна не превышает 30 минут. Для ремонта потребуются полиуретановый клей, ацетон и ткань на заплатки (вшита в рюкзак-упаковку).

Подделки

В 2010-х на рынке появились «Налимы» других производителей, копирующие оригинальный вариант, иногда с небольшими изменениями в сторону удешевления материалов в ущерб надежности. Названия некоторых до степени смешения сходны с КБ «Сталкер». Их деятельности способствовала технологичность и простота конструкции, а также отсутствие правовой защиты. Для борьбы с этим в 2018-м году автором был получено свидетельство на товарный знак Байдарка (Экспедиционная лодка) Налим (номером свидетельства 689138).