Смена (фотоаппаратура)

25.10.2021

«Смена» — наименование семейства советских шкальных фотоаппаратов и другой фотографической техники, производившейся в 1939—1941 годах и с 1953 до 1990-х годов заводом ГОМЗ (впоследствии ЛОМО) в Ленинграде и в 1957—1961 годах — заводом ММЗ (БелОМО) в Минске (Белоруссия).

Все фотоаппараты «Смена» производились в расчёте на массового потребителя, поэтому отличались простотой устройства и невысокой ценой.

1939—1941 год

«Смена» довоенного выпуска представляла собой шкальную клапп-камеру под 35-мм киноплёнку. Объектив ахромат 6,8/50 мм с фокусировкой по шкале расстояний, затвор дисковый с выдержками 1/50 с и «В», видоискатель рамочный, зарядка бескассетная, свёрнутой в рулон плёнкой кусками по 75 см. Родственна выпускавшимся тогда же аппаратам «Лилипут» и «Малютка».

Послевоенные модели

Все серийные послевоенные модели характеризуются общими конструктивными чертами:

  • пластмассовый корпус;
  • используемый фотоматериал — 35-мм перфорированная киноплёнка (фотоплёнка типа 135) в стандартных кассетах (кроме модели «Смена-Рапид», рассчитанной на применение кассет «Рапид»);
  • размер кадра 24×36 мм;
  • несменный объектив оптической схемы «Триплет» с фокусным расстоянием 40 мм снабжённый ирисовой диафрагмой и механизмом наводки на резкость вручную по шкале расстояний. Относительное отверстие объектива варьировало от 1:4,5 (Триплет «Т-22» 4,5/40) до 1:4,0 (Триплет «Т-43» 4/40). Максимальное закрытие диафрагмы варьировало от 1:16 («Т-43») до 1:22 («Т-22»);
  • центральный залинзовый затвор с автоматическими выдержками в пределах 1/10 — 1/200 или 1/15 — 1/250 с и выдержкой «В»;
  • колодка для крепления внешнего дальномера или лампы-вспышки;
  • взвод затвора и перемотка плёнки — раздельные (кроме моделей «Смена-Символ», «Смена-Рапид», «Смена-SL», «Смена-19», «Смена-20»).

В 1950-е годы выпускались фотоаппараты «Смена», основанные на базовой модели, разработанной в 1952 году. К ним относятся: «Смена-2», «Смена-3» и «Смена-4», а также «Смена-М» и «Смена-2М», выпускавшиеся только в Белоруссии. На аппаратах стоял оптический видоискатель.

В 1960-е годы выпускались фотоаппараты в новом корпусе с характерным утолщением под левую руку, известном как «Смена-классик» (с пятой по девятую модель, кроме «Смены-8М»), видоискатель рамочный.

До появления «Смены-8» (1963 год) фотоаппараты не имели механизма обратной перемотки плёнки: плёнка транспортировалась в пустую приёмную кассету.

В начале 1970-х годов начато производство «Смены-8М» и «Смены-Символ», имевших более современный вид, улучшенную эргономику. На «Смене-8М» остался рамочный видоискатель, «Смена-Символ» — с курковым взводом затвора, совмещённым с перемоткой плёнки.

«Смена-Рапид» («Смена-SL») — фотоаппараты с упрощённой зарядкой фотоплёнки в кассетах «Рапид», в СССР широкого распространения не получили.

С середины 1980-х годов им пришли на смену «Смена-19», «Смена-20» и «Смена-35» с изменённым внешним видом.

На фотоаппаратах «Смена-Символ», «Смена-19», «Смена-20» и «Смена-35» стояла несъёмная приёмная катушка, обязательно происходила обратная перемотка отснятой фотоплёнки, видоискатель оптический.

Большинство моделей снабжались синхроконтактом, некоторые — автоспуском. Начиная с 1970-х годов введена установка параметров экспозиции и фокусировка по символам погоды и расстояний.

Фотоаппараты семейства «Смена» при весьма низкой цене обладали неплохими техническими характеристиками, благодаря чему получили очень широкое распространение, в том числе как инструмент обучения начинающих фотографов в фотокружках и фотоклубах. За пределами СССР «Смены» продавались как под оригинальным названием, так и под марками «Cosmic-35», «Global-35» и др.

Суммарный объём выпуска моделей «Смена-8» (1963—1971) и «Смена-8М» (1970 — середина 1990-х), отличавшихся только внешним оформлением и отсутствием автоспуска на модели «Смена-8М», превысил 20 млн шт.

«Смена-8М» занесена в книгу рекордов Гиннесса, как самый массовый фотоаппарат в мире.

Фотоаппараты «Смена», оснащённые встроенным экспонометром, экспозиционной автоматикой, более совершенными объективами остались опытными образцами или были выпущены в незначительном количестве.

Под наименованием «Смена» выпускались также приставные дальномеры для шкальных фотоаппаратов и фотоувеличители.

Модельный ряд

Несерийные модели

  • «Смена-11», «Смена-12», «Смена-14», «Смена-Е» — прототипы с другими объективами и с экспонометрическими устройствами.
  • «Сигнал-SL» — модификация «Смены-SL» с экспонометром, серийно не выпускалась.
  • «Смена-18» — прототип на базе «ЛОМО Компакт-Автомат» без экспонометрической автоматики, с ручной установкой выдержки и диафрагмы.

«Смена» в художественной литературе и кино

  • В кинокомедии «Бриллиантовая рука» Семён Семёныч Горбунков (артист Юрий Никулин) в заграничной поездке пользуется фотоаппаратом семейства «Смена».
  • Один из сюжетных ходов в телефильме «Человек в проходном дворе» — у Бориса Вараксина (артист Геннадий Корольков) крадут из гостиничного номера «Смену-2».
  • С. Довлатов, «Компромисс»:

Жбанкову японской камеры не досталось. «Все равно пропьёт», — заявил редактор. Жбанков фотографировал аппаратом «Смена» за девять рублей. Носил его в кармане, футляр был потерян. Проявитель использовал неделями. В нём плавали окурки, фотографии же выходили чёткие, непринуждённые, по-газетному контрастные. Видно, было у него какое-то особое дарование…