Чжу Гуанцянь

25.10.2021

Чжу Гуанцянь (кит. упр. 朱光潜, пиньинь Zhū Guāngqián) — известный китайский специалист в области эстетики, литературы и искусства. Основоположник современной китайской эстетики как самостоятельной научной дисциплины.

Работы Чжу Гуанцяня оказали большое влияние на развитие китайской эстетики. Благодаря его переводам, а также сочинению под названием «История западной эстетики» (кит. трад. 西方美學史, упр. 西方美学史) китайское научное сообщество получило возможность изучить западную модель эстетического учения.

Чжу Гуанцянь — последователь итальянского философа Бенедетто Кроче.

Биография

Чжу Гуанцянь родился в Тунчэне, провинции Аньхой в 1897 году. После окончания средней школы, в 1917 году уехал в Учан (теперь район города Ухань провинции Хубэй) для поступления в педагогическое училище. Проучившись там один год, Чжу Гуанцянь благодаря поддержке министерства образования поступает в Гонконгский университет, где занимается изучением англоязычной литературы, психологии и биологии.

В 1925 году получил государственную стипендию и был отправлен в Эдинбургский университет, где, помимо прочего, изучал историю искусств и историю Европы. С 1928 года на протяжении некоторого времени учился в Лондонском университете. В 1931 году Чжу Гуанцянь отправляется в Париж и, после пары лет обучения в Страсбургском университете, получает докторскую степень по литературе. В том же году он возвращается на родину и начинает читать лекции в Пекинском университете.

Вплоть до 1946 года Чжу Гуанцянь также преподаёт и в других университетах Китая: Цинхуа, Сычуаньском и Уханьском университетах. Его лекции посвящены истории литературной критики, психологии искусства, а также крупнейшим западным писателям. В 1946 году он становится деканом факультета западных языков в Пекинском университете, а с 1949 года — членом правления Всекитайской ассоциации литературы и искусства и председателем Китайского научного общества эстетики.

Взгляды

В 1930—1940-х годах Чжу Гуанцянь придерживается точки зрения, что эстетическое чувство не затрагивает утилитарную сферу, а исходит из непосредственного восприятия, тем самым не нуждаясь в понятиях. Следовательно, Чжу Гуанцянь считал, что эстетический опыт является опытом непосредственного образного восприятия.

В 1950-х годах выступил со своим учением о природе прекрасного, в котором прекрасное представляется как выражение единства объективных и субъективных факторов. При этом под объективными факторами он понимал объективные предметы и явления, а под субъективными — эмоциональную сферу и субъективные формы познания.

В 1960-х годах Чжу Гуанцянь в своих философских построениях делает акцент на марксистском понятии — производственной практике, посредством которой могут быть соединены объективный мир и субъективная человеческая активность.

Работы

Сочинения

  • «Беседы о прекрасном»/«Тань мэй» (кит. трад. 談美, упр. 谈美), 1932
  • «Психология трагедии»/«Бэйцзюй синьлисюэ» (кит. трад. 悲劇心理學, упр. 悲剧心理学), 1933
  • «Психология искусства»/«Вэньи синьлисюэ» (кит. трад. 文藝心理學, упр. 文艺心理学), 1936
  • «История западной эстетики»/«Сифан мэйсюэ ши» (кит. трад. 西方美學史, упр. 西方美学史), 1963

Переводы

Чжу Гуанцянь перевёл на китайский язык ряд значительных западных трудов по эстетике, среди которых «Диалоги» Платона (1963), «Лекции по эстетике» Гегеля (1959—1981) и «Сущность эстетики» Б. Кроче (1947).