Барбарелла


«Барбарелла» (фр. Barbarella) — научно-фантастический фильм 1968 года, снятый совместными усилиями французских и итальянских кинематографистов.

Сюжет

4100 год. Красавица Барбарелла (Джейн Фонда) отправляется в межгалактическую экспедицию на поиски земного учёного по имени Дюран Дюран (О’Ши). Она не подозревает, с какими «ужасами» ей предстоит столкнуться на ледяной планете, где её корабль совершит вынужденную посадку. Барбарелла наивна и добра. Даря любовь жителям всех галактик, она побеждает злодеев вселенной.

В ролях

  • Джейн Фонда — Барбарелла
  • Джон Филлип Лоу — ангел Пигар
  • Анита Палленберг (голос Джоан Гринвуд)Чёрная Королева, Великий Тиран Сого
  • Майло О’Ши — доктор Дюран Дюран
  • Дэвид Хеммингс — Дилдано
  • Уго Тоньяцци — Марк Хэнд
  • Марсель Марсо — профессор Пинг
  • Клод Дофен — президент Земли Диантус
  • Вероника Венделл — капитан Мун

Историческое значение и признание

Картина снята по французским комиксам Жана-Клода Фореста о приключениях красавицы Барбареллы в 4000 году.

Фильм был создан Роже Вадимом в пику захлестнувшим Европу фантастическим фильмам Голливуда. Сам режиссёр вспоминал: «Тогда ещё не началась мода на „Звездные войны“, „Супермена“ и „В поисках потерянного ковчега“. Мне же давно хотелось снять фильм на базе научно-популярного сюжета или комикса». Побоявшись откровенно сексуального содержания фильма, в нём последовательно отказались сниматься Софи Лорен, Брижит Бардо и даже первоначально Джейн Фонда. Режиссёр буквально заставил Фонду (с которой у него был роман) взяться за эту роль, заявив: «Комиксы — это будущее европейской культуры!». Режиссёр намеренно отказался от всех натурных съёмок, поместив героев в нелепые павильонные декорации и обрядив их в шокирующие эротические костюмы. Костюм Джейн Фонды из финального эпизода, придуманный Жаком Фонтереем (фр. Jacques Fonteray) на основе идей Пако Рабана, был признан самым сексуальным в кино 1960-х годов и не сходил с обложек глянцевых журналов. Благодаря этому киноэксперименту фильм попал в разряд классики кино XX века и приобрёл культовый статус. Многие режиссёры фантастического жанра и фильмов ужасов были вдохновлены художественными образами картины и использовали их в своих работах. По словам историка моды Шарлотты Зелинг, в этом фильме Джейн Фонда выглядела «воплощением девушки космической эпохи: сексуальной, шикарной, в чёрном костюме из лакированной кожи, в сапогах и с пистолетом». Однако она сумела выйти из рамок этого «приклеившегося» к ней образа, заняв в США после расставания с Роже Вадимом активную общественную позицию: «Именно это и помогло ей стать подлинным идолом 60-х годов».

Роже Вадим писал позднее, что во Франции картина прошла почти незамеченной: «Лишь после её проката за границей мы смогли оценить размер успеха. Фильм стал там событием. „Барбарелла“ на много лет упредила своё время и вошла в то число картин, которые не пропадают с экрана через несколько месяцев проката». Полин Кейл, кинокритик из еженедельника The New Yorker, так отозвалась о игре Джейн Фонды: «Невинность хорошей девочки из благополучной американской семьи — самое подходящее качество для героини порнографической комедии… Она с веселым кокетством признает греховность своих поступков, и это осознание невинной девочкой собственной испорченности и превращения в порочную женщину позволяет ей не скатиться до уровня заурядной голой актрисы».

По мнению Сорена Маккартни автора книги «60 культовых фильмов мирового кинематографа»: «Джейн Фонда произносит все свои реплики с широко открытыми от искреннего удивления глазами, словно распутная версия Дороти Гейл в эротической стране Оз. Как сексуальный объект Джейн Фонда достигла в „Барбарелле“ абсолютной вершины своего актёрского мастерства».

В качестве декораций в фильме использовалась лавовая лампа: зрелище медленного перемещения масляных пузырей в жидкости применялось для создания эффекта путешествия со сверхсветовыми скоростями и для изображения Матмоса (бурлящее лавовое озеро под городом Сого). Когда создатель лампы, Крэйвен Уолкер, посмотрел «Барбареллу», он предложил переименовать свою компанию «Крестворт» в «Матмос», и английская фабрика по созданию лавовых ламп сохранила это название до сих пор.

Британская поп-группа Duran Duran получила название по имени главного отрицательного персонажа фильма в исполнении Майло О’Ши, которого зовут доктор Дюран Дюран (фр. Dr. Durand Durand).