Tales from Topographic Oceans


Tales From Topographic Oceans (с англ. — «Сказки из топографических океанов») — шестой студийный (двойной) альбом британской группы прогрессивного рока Yes, выпущенный в декабре 1973 года на лейбле Atlantic Records в большинстве частей света (в Северной Америке альбом появился в продаже в январе 1974 года).

Tales From Topographic Oceans (Atlantic 80001) достиг позиции #1 в Великобритании и #6 в США.

Предыстория

В апреле 1973 года Yes завершили мировой тур в поддержку своего пятого студийного альбома Close to the Edge. К этому времени в состав группы входили вокалист Джон Андерсон, басист Крис Сквайр, гитарист Стив Хау, клавишник Рик Уэйкман и барабанщик Алан Уайт, который заменил Билла Бруфорда годом ранее. Во время остановки в Токио в марте 1973 года во время гастролей, Андерсон в своем гостиничном номере искал тему для «произведения крупной формы» в виде следующего альбома группы.

В то время, как тур проходил в Австралии и США, Андерсон, по его словам, погрузился в идею написания музыки вокруг «четырёх частей эпопеи, построенной вокруг тем с четырьмя частями, о которых я читал», но позже признал, что даже он не совсем понимает, о чём они. Затем он предложил идею двойного концептуального альбома Хоу, который ею заинтересовался. Андерсон описал опыт как «волшебный», «который оставил нас обоих подбодренными в течение многих дней».

Концепция

Концепция альбома основана на шастрических текстах, описание которых было найдено Джоном Андерсоном в виде одного из примечаний к книге Парамаханса Йогананды «Автобиография йога».

Запись

Группе потребовалось пять месяцев для аранжировки, репетиций и записи альбома. Место для записи вызвало ряд разногласий в группе. Андерсон и Уэйкман хотели записать альбом в сельской местности, Сквайр и Хоу предпочитали Лондон, Уайт же не имел особых предпочтений.

Сквайр вспоминал, что в качестве шутки над Андерсоном менеджер группы Брайн Лэйн (Brian Lane) декорировал студию звукозаписи как фермерский двор (с картонными деревьями и животными), чтобы «сделать его счастливым». Уэйкман описывал студию так: «Там были белые частоколы… все клавишные и усилители были размещены на копнах сена». Андерсон попросил студийное начальство возвести около Алана целую кафельную стену, чтобы воспроизвести звук, который он однажды получил, ударив по барабану в студийном туалете: «Я мечтал записать альбом на лесной поляне. Привезти туда генератор, палатки. Но мою идею отвергли, и я начал откалывать всяческие номера».

Стив Хау: «Мы все, а не один только Джон, ловили кайф от этой безумной атмосферы. Нашими тогдашними кумирами были Monty Python, и нам хотелось, чтобы наш мирок был таким же нелепым, как и у них. Это был один из способов стряхнуть напряжение и расслабиться. Нам разрешили вытворять в студии всё что угодно, вот мы и притащили туда целую ферму. Бывало, мы буквально катались по полу со смеху!»

В это же время в смежной студии группа Black Sabbath записывала альбом Sabbath Bloody Sabbath в стиле хэви-метал.

Список композиций

Авторство всех композиций принадлежит Yes, авторами концепции и текстов альбома являются Джон Андерсон и Стив Хау.

  • «The Revealing Science of God (Dance of the Dawn)» — 20:25
  • «The Remembering (High the Memory)» — 20:38
  • «The Ancient (Giants Under the Sun)» — 18:35
  • «Ritual (Nous Sommes Du Soleil)» — 21:37
  • В 2003 году альбом был ремастирован и переиздан на лейбле Rhino Records с двумя бонус-треками:

    • Dance Of The Dawn (studio run-through)
    • Giants Under The Sun (studio run-through)

    Также ремастер включал в себя двухминутное вступление к первой композиции альбома, не вошедшее в оригинальный релиз.

    Участники записи

    • Джон Андерсон — ведущий вокал, акустическая гитара, перкуссия
    • Крис Сквайр — бас-гитара, бэк-вокал
    • Стив Хау — электрогитары, акустические гитары, электроситар, бэк-вокал
    • Рик Уэйкман — клавишные инструменты
    • Алан Уайт — барабаны, перкуссия, бэк-вокал