Байи, Жан Сильвен

17.11.2021

Жан Сильвен Байи (иначе Бальи, фр. Jean Sylvain Bailly; 15 сентября 1736, Париж — 12 ноября 1793, там же) — астроном и деятель Великой Французской революции, первый президент Учредительного собрания и мэр Парижа; конституционалист.

Биография

Жан Сильвен Байи родился 15 сентября 1736 года в столице Франции городе Париже.

Отец его был живописцем и автором нескольких драматических сочинений. В 16 лет Байи написал две трагедии «Clotaire» и «Tancrede». Позднее под влиянием Лакайля он посвятил себя исключительно астрономии. После появления в 1759 году кометы Галлея он рассчитал её орбиту и в 1763 г. занял место Лакайля в Академии наук. Его «История астрономии» (5 т., Париж., 1775—1787) привлекла всеобщее внимание, которое ещё усилилось вследствие спора, возникшего по её поводу между автором и Вольтером и побудившего философа написать «Письма о происхождении наук» (Париж, 1777) и «Письма об Атлантиде Платона» (Париж, 1779).

Байи был также выбран членом Академии надписей и Французской академии; таким образом он сделался членом всех трёх Академий. В 1778 году стал иностранным членом Шведской академии наук. Байи был также масоном и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».

Участие в революции

Революция вырвала его из мирной сферы и перенесла в самый центр политической жизни. Выбранный от города Парижа депутатом третьего сословия в Генеральные Штаты, он стал президентом штатов, а при преобразовании их в Национальное Учредительное собрание его первым президентом. Именно он руководил депутатами во время клятвы в Зале для игры в мяч; на посту президента Учредительного собрания, он, перед лицом угроз и насмешек, твёрдо провёл декрет от 27 сентября 1791 года (подтвержденный 30 ноября того же года) о равноправии евреев. Назначенный после взятия Бастилии мэром Парижа, он с неподкупной честностью исправлял свою должность до ноября 1791 г. По политической позиции он был сторонником конституционной монархии (фельяном).

Отставка и казнь

Его прямое участие в расстреле антимонархической демонстрации на Марсовом поле 17 июля 1791 г. сделало его крайне непопулярным у парижан, и в ноябре того же года он был вынужден уступить пост мэра жирондисту Петиону. Байи удалился от общественной деятельности и занялся написанием мемуаров (опубликованы в 1821—1822 гг.), живя сначала в деревне, в Медёне (под Нантом).

Здесь он был арестован после прихода к власти якобинцев, препровождён в Париж, 11 ноября 1793 года приговорён к смертной казни и на следующий день казнён.

Идеи

Как учёный-астроном Байи был первым среди тех, кто попытался отыскать и раскрыть реальные природные корни древних сказаний, связанных с солнечным культом. Он … задолго до других исследователей указал на полярное происхождение мифа об умирающем и воскресающем боге. Такие древние божества, как египетский Осирис или сирийский Адонис, в далеком прошлом олицетворяли Солнце, которое за Полярным кругом на продолжительное время (зависящее от конкретной географической широты) скрывается за горизонтом, уступая место полярной ночи. … Он рассчитал, что сорокадневный цикл, предшествовавший «воскрешению Осириса», соответствует полярному «умиранию и воскрешению» Солнца на северной широте 68° (которая проходит практически по центру Кольского полуострова). Байи полагал, что на Шпицбергене — в условиях райского климата, прерванного последним ледниковым периодом на Земле — проживали атланты.

В 15 письме к Вольтеру, полагая что скифы — их потомки он писал: «В том, что атланты пришли в сей край [Палестину], что оставили там свои установления, сомневаться просто невозможно. Скифы из-за возникшей у них перенаселенности спустились со своих гор, говорит Страбон, и напали на Понтийское царство, на Каппадокию; а Акмон, один из их предводителей, построил на границах Фермодона город, названный его именем Акмоний. Затем он вступил во Фригию и там возвел второй Акмоний. А ведь, сударь, сей Акмон приходился отцом Урану, который взял в жены Тетию, свою сестру, как мы знаем по рассказу Диодора. Итак, сей Акмон был одним из предводителей атлантов, он привел их во Фригию, и города Акмонии суть дело их рук. Вы сами видите, сударь, было ли у меня основание говорить вам, что атланты есть родоначальники финикийцев и египтян. Вместе с тем я замечаю, что сии события относятся к глубокой древности, ибо по вполне достоверным расчетам нам следует отодвинуть существование города Тира и города Фивы в Египте к 2700 г. до н. э..»