Коптево (район Москвы)


Коптево — район и одноимённый муниципальный округ в Москве. Район расположен в Северном административном округе. Район получил название от бывшей деревни Коптево, вошедшей в состав Москвы.

Территория и границы

Согласно закону «О территориальном делении города Москвы», граница района Коптево проходит: по оси Рижского направления Московской железной дороги, далее по оси Большой Академической улицы, юго-западной границе территории НИИ экономики и информации по радиоэлектронике, осям: улицы Клары Цеткин, Нарвского путепровода, улицы Нарвской, улицы Михалковской, Михалковского путепровода, осям: Малого кольца Московской железной дороги и Октябрьской железной дороги, оси Большой Академической улицы, западной и юго-западной границам территории Тимирязевского парка до Рижского направления Московской железной дороги.

История

Топоним Коптево имеет достаточно древнюю историю. Впервые в сохранившихся документах он упомянут в 1595—1596 годах в меновой грамоте князя Дмитрия Ивановича Шуйского, в которой он менял село Топорково с пустошами Коптево и Ипатьевской на соседнее село Вельяминово (ныне Владыкино). Так как название пустоши Коптево среднего рода, то она, предположительно, раньше была отдельным сельцом.

Существует две версии происхождения названия Коптево. Согласно одной из них, этот топоним связан с древним родом Коптевых. По другой версии происхождение названия связано с жившим в конце XV века боярином Константином Бутурлиным, имевшим прозвище Копоть.

В середине XVIII века владельцем пустоши стал коллежский секретарь Семён Евстратович Молчанов, который, согласно договору, должен был её заселить. К 1766 году обязательство было выполнено: он переселил туда крестьян, построил господские дома и основал село Сергиевское-Семёновское (будущее Коптево). Вскоре это село стало владением грузинского царевича Георгия Вахтанговича, которому принадлежало соседнее село Всехсвятское. Поселение стало называться сельцом Георгиевским (или Егорьевским) в честь нового владельца. Сельцо принадлежало к приходу церкви Всех Святых во Всехсвятском.

Тем не менее топоним Коптево остался в народной памяти. Впервые сельцо Георгиевское было обозначено как Коптево на карте 1818 года. А в 1852 году название Коптево появилось и в официальном документе — «Указателе селений и жителей Московской губернии».

С деревней Коптево связано происхождение двух других поселений: деревни Коптевские Выселки (в районе пересечения Ленинградского и Волоколамского шоссе) и деревни Новое Коптево (в районе станции Красный Балтиец). В первой половине XIX века несколько семей из Коптева были поселены на свободной земле к западу от деревни, образовав Коптевские Выселки. Позднее Коптевские Выселки стали дачным местом. После крепостной реформы 1861 года стал застраиваться участок земли к югу от деревни Коптево — так образовалась деревня Новое Коптево (а Коптево стало называться Старым Коптево). Некоторое время земля между деревнями не была поделена, и Старое и Новое Коптево находились в одном сельском обществе. Только после постройки Виндавской железной дороги произошёл окончательный раздел земель.

В 1917 году Коптево оказалось в черте Москвы. В 1927 году Коптево вошло в состав Октябрьского района Москвы. В 1950-х годах в районе началось массовое жилищное строительство.

12 сентября 1991 года вышло распоряжение мэра Москвы «Об установлении временных границ муниципальных округов Москвы», в соответствии с которым появился муниципальный округ Коптево в границах, практически совпадающих с нынешними. 5 июля 1995 года был принят закон «О территориальном делении города Москвы», по которому муниципальные округа были заменены районами и были определены нынешние границы района Коптево.

Население


Образование

Школы и детские сады

На территории района расположены 13 общеобразовательных школ и 17 детских садов.

Школа № 1383 — Михалковская улица, 3; Школа № 185; Школа № 1211 — улица Зои и Александра Космодемьянских, 35А.

Школа № 90 Е.Г. Ларикова (ОП-1)- 3-й Михалковский переулок, 15А

Спортивные сооружения

Стадион «Наука» расположен в Северном административном округе города Москвы по адресу: улица Большая Академическая, дом 38. Спорткомплекс находится в федеральном подчинении и является основной спортбазой Московского авиационного института (МАИ). В спортивный комплекс стадиона «Наука» входят футбольное поле, беговые дорожки, легкоатлетические секторы площадью более 10000 м², 5 игровых залов. Стадион «Наука» строился в период с 1941 по 1962 годы и не знал за это время ни одного капитального ремонта. «На спорткомплексе площадью почти 8 гектаров ситуация — как после бомбёжки в годы войны, царит настоящая разруха», — отметил префект Северного округа Москвы Юрий Хардиков в 2008 году в своём обращении к полпреду президента Российской Федерации, с просьбой обратить внимание на ситуацию со стадионом «Наука» в 2008 году. Тогда было принято решение о реконструкции спортивной площадки, которая должна была завершиться к 2013 году. К тому времени стадион «Наука» должен был стать современной спортивной площадкой, способной принимать для регулярных занятий физкультурой и спортом студентов 26 вузов Северного округа, учащихся спортивных детско-юношеских школ и жителей города.

Скверы и прогулочные зоны

В Коптеве располагается четыре сквера и прогулочная зона: детский городок «Бригантина», сквер у Храма Георгия Победоносца в Коптеве, сквер Зои и Александра Космодемьянских, сквер на проезде Черепановых и бульвар Матроса Железняка.

Сквер «Бригантина»

Сквер располагается по адресу: Коптевский бульвар, д. 15. Изначально здесь располагались две детские площадки, на одной из которых разместился игровой комплекс в виде корабля, а также хоккейная коробка, баскетбольная площадка и фонтан. 2016 году территория была обновлена — реконструированы прогулочные дорожки, обустроен теннисный корт и заменен игровой корабль на детской площадке. В 2020 году здесь планируется также обновить хоккейную площадку площадью 56х26 метров и снабдить ее теплой раздевалкой, построить сцену, спортивную зону с роллердромом и столами для настольного тенниса. На территории дополнительно высадят 76 деревьев, разместят скамейки и лежаки. Вместо снесенного детского кафе на территории была построена фестивальная площадка с круглогодичной ярмаркой в стиле достопримечательностей Крыма.

Сквер Зои и Александра Космодемьянских

Сквер площадью около двух гектаров располагается на пересечении улиц Клары Цеткин и Зои и Александра Космодемьянских. Свое название получил по последней, названной, в свою очередь, в честь партизанки времен Великой Отечественной войны Зои Космодемьянской и ее брата, солдата Красной Армии, Александра. В южной части сквера находятся детские площадки и прогулочные дорожки. Северная часть сквера прилегает к районному центру «Рассвет» (располагается на месте одноименного советского кинотеатра), открывшемуся в 2020 году по адресу: ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 23. Перед зданием располагаются перголы со скамейками для отдыха и цветники.

Сквер на проезде Черепановых

Сквер протянулся вдоль проезда Черепановых и линии Московского центрального кольца до 4-го Новомихалковского проезда. Его обустроили на пустыре в 2019 году в рамках благоустройства территории у станции МЦК «Лихоборы». Здесь проложили пешеходные дорожки, установили фонари и скамейки. Для отдыха жителей в сквере располагаются две детские площадки, воркаут-зона, площадка для выгула собак и каток с раздевалками, открытый напротив дома 68 на проезде Черепановых.

Культура

Театр «Без вывески» — улица З. и А. Космодемьянских, д. 31к2. Большой вклад в культурные ценности района Коптево внёс всемирно известный историк-реконструктор и глава научного отдела Всероссийского научно-исследовательского института и участник конвенции ООН и НАТО — Казаков Илья Михайлович.

Религия

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Коптево

Храм Святых Царственных Страстотерпцев

Храм святого Спиридона Тримифунтского (ведётся строительство)

Автомобильные дороги

Общая длина дорог района — 21,8 км.

Среди крупных улиц можно отметить Большую Академическую улицу, улицы Зои и Александра Космодемьянских и Михалковскую и бульвар Матроса Железняка.

Через район проходит одна из крупнейших магистралей Москвы — Северо-Западная хорда, в состав которой включена Большая Академическая улица.

В рамках строительства 2 участка Северо-Западной хорды завершена реконструкция Большой Академической улицы на всём протяжении. В планах должны были построить эстакады на пересечении Большой Академической улицы с улицей Зои и Александра Космодемьянских (под эстакадой расположится парковка на 113 автомобилей) и на пересечении Большой Академической улицы и 4-го Новомихалковского проезда (под эстакадой — парковка на 104 автомобиля). Кроме того построен тоннель под перекрёстком улиц Прянишникова и Михалковской (Михалковский тоннель) и развязка с Большой Академической улицы на проектируемую трассу Москва — Санкт-Петербург (Северо-восточной хордой СВХ). Для пешеходов предусмотрены 8 внеуличных (подземных и надземных) пешеходных переходов.

В декабре 2015 в рамках проекта «Большая Ленинградка» на Большой Академической улице завершилось строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, составной части Развязки на Соколе. Он соединяет Большую Академическую улицу с улицами Балтийской и Алабяна. Тоннель планировалось открыть для тестового движения (по одной полосе в каждую сторону) в 2012 году, для полноценного движения — в начале 2013 года после завершения реконструкции Большой Академической улицы и улицы Народного Ополчения.

Транспорт

В настоящее время основными планировочными и транспортными связями являются улицы Коптевская, Михалковская, Большая Академическая и проезд Черепановых.

Метро

В районе отсутствуют станции метро. Ближайшая станция находится к западу от района — Войковская, а к востоку — Петровско-Разумовская.

Московское центральное кольцо

В 2016 году открыты станции МЦК Коптево и Лихоборы.

Железнодорожный транспорт

На границе с районом Аэропорт находится платформа Красный Балтиец Рижского направления МЖД. Электропоезда обслуживаются ОАО «ЦППК», ТЧ-17 «Нахабино» и ТЧ-3 «Перерва» Московской Железной Дороги. К району относится только 1-я платформа (из Москвы).

Лихоборы — узловая железнодорожная станция Малого кольца Московской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением.

Трамвай

Первый трамвай в Коптеве появился в 1920-х годах. Количество трамвайных маршрутов достигало 5 в 1950-х. Сейчас по территории района проходят четыре трамвайных маршрута:

23: станция метро «Сокол» — Михалково;

27: станция метро «Дмитровская» — станция метро «Войковская». После 21:00 часть рейсов следует по маршруту станция метро «Дмитровская» — станция метро «Сокол»;

29: станция метро «Дмитровская» — Михалково;

30: Михалково — улица Кулакова.

В некоторых случаях организуются укороченные рейсы: 23к (Михалково — станция метро «Войковская»). При следовании с конечных пунктов в депо маршруты обозначаются 23д, 27д — следуют в Строгино через метро «Щукинская». Маршрут 27_, указываемый на маршрутоуказателях некоторых трамваев в вечернее время после 21:00 соответствует удлинённому рейсу 27-го маршрута от метро «Дмитровская» до метро «Сокол».

Все маршруты обслуживаются Краснопресненским трамвайным депо ГУП «Мосгортранс».

Автобусы

  • 22: станция МЦК Лихоборы — улица 8-го Марта
  • 72: станция метро «Водный стадион» — Савёловский вокзал
  • 87: мост Октябрьской железной дороги — Савёловский вокзал
  • 90: станция метро «Речной вокзал» — станция метро «Войковская»
  • 114: станция метро «Войковская» — Коровинское шоссе (старое наименование — Базовская улица)
  • 123: станция метро «Водный стадион» — станция метро «Петровско-Разумовская»
  • 179: станция метро «Войковская» — платформа Лианозово
  • 204: станция метро «Войковская» — станция метро «Петровско-Разумовская»
  • 282: станция метро «Войковская» — улица Корнейчука — единственный маршрут из района, пролегающий через Северо-Восточный административный округ (СВАО)
  • 300: станция метро «Петровско-Разумовская» — Беловежская улица
  • 323: станция МЦК Лихоборы — станция МЦД Красный Балтиец
  • 461: станция МЦК Балтийская — станция метро «Петровско-Разумовская»
  • 591: станция метро «Войковская» — станция Ховрино
  • 595: станция метро «Водный стадион» — станция метро «Динамо»
  • 621: станция метро «Водный стадион» — станция метро «Войковская»
  • 780: станция метро «Войковская» — ЦИТО
  • 801: станция метро «Речной вокзал» — 50-я городская больница
  • 888: станция метро «Войковская» — станция метро «Водный стадион»
  • т19: станция метро «Петровско-Разумовская» — Крылатское
  • т57: мост Октябрьской железной дороги — станция метро «Войковская»

Маршруты обслуживаются филиалами «Западный», «Северо-Восточный» и Зеленоградским автокомбинатом ГУП «Мосгортранс», а также частными перевозчиками.

Троллейбус

С 1967 по 2020 годы по территории района проходил троллейбусный маршрут № 57 Мост Октябрьской железной дороги — станция метро «Войковская». Маршрут обслуживался 1-м троллейбусным парком (ГУП «Мосгортранс»).