Честолюбие

02.12.2021

Честолюбие (или амбиция) — закрепленное в характере стремление человека к известности и почестям.

Честолюбие в отличие от целеустремленности направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие так же следует отличать[как?] от гордыни и от тщеславия. Честолюбие — предмет этики, психологии, педагогики, политологии и некоторых других гуманитарных наук и научных направлений.

Восприятие честолюбия

В христианстве

Аврелий Августин цитируется Лютером: «Честолюбие — это мать всех ересей.»

По Канту

Иммануил Кант (1724—1804) пишет о честолюбии:

Человек — существо, которое постоянно колеблется между общественным и личным благом. Ему нужны другие люди, чтобы развивать свои способности; однако, человек имеет склонность к упрямству, то есть к тому, чтобы противопоставить себя ближним и оказать их мнению сопротивление. Из этой склонности возникает триада честолюбия, властолюбия и сребролюбия (алчности).

Психологическая и педагогическая перспектива

В психологии и педагогике понятию честолюбия соответствует термин мотивация. В концепциях воспитания, целью которого является ярко выраженная нацеленность на результат, помимо развития внутренней мотивации и навыков в академической, художественной или физической подготовке, целесообразно также применять и преподавать такие компетенции, как ожидание самоэффективности, выносливость и трудолюбие.

Честолюбие с научно-политической точки зрения

Политолог Джозеф А. Шлезингер выделил в 1966 году три типа честолюбия в политике:

  • Под прогрессивным честолюбием он понимал стремление политического деятеля к более высокому посту, нежели он в настоящее время занимает.
  • Статическим честолюбием он назвал стремление политического деятеля, как можно дольше держать должность, которую он сейчас занимает.
  • Дискретное честолюбие — это стремление политика достигнуть конкретной политической цели или должности, не рассчитывая многократно ее обретать.

Честолюбие в литературе и кино

Честолюбие является центральной темой многих литературных произведений. Примеры:

  • Уильям Шекспир: Макбет (Англия, 1606)
  • Стендаль: Красное и чёрное (Франция, 1830)
  • Оноре де Бальзак: Утраченные иллюзии (Франция, 1843)
  • Ги де Мопассан: Милый друг (Франция, 1885)
  • Генрик Ибсен: Гедда Габлер (Норвегия, 1890)
  • Клаус Манн: Мефисто (Германия, 1956)

Также во многих художественных фильмах тема честолюбия находится в центре внимания. Примеры:

  • Мордашка (США, 1933)
  • Гражданин Кейн (США, 1941)
  • Вся королевская рать (США, 1949)
  • Самая красивая (Италия, 1951)
  • Все о Еве (США, 1951)
  • Бекет (Великобритания, 1963)
  • Принцесса Мононоке (Япония, 1997)
  • Черный лебедь (США, 2010)
  • Одержимость (США, 2014)