Перервинский монастырь


Николо-Перервинский монастырь — бывший мужской монастырь в Москве (Шоссейная улица, 82); с 1995 года имеет статус патриаршего подворья.

История

Документально обитель известна с 1623 года (достоверных сведений о существовании монастыря до XVII века нет). С середины XVII века началось каменное строительство. Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Московский Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией. В 1696—1700 годах построен Никольский собор (с нижней церковью Сергия Радонежского), соединённый галереей-папертью с ярусной Успенской церковью-колокольней (расположена к северо-востоку от собора). Ярус звона Успенской церкви украшен изразцами с изображением херувимов.

В 1750—1760-х годах в Успенской церкви выполнены барочные росписи и золочёная лепнина (есть предположение, что лепнина выполнена Бартоломео Растрелли). В 1733—1735 над Водяными воротами монастырской ограды выстроена церковь Толгской иконы Богоматери в стиле барокко.

В 1775 году в монастыре была открыта Перервинская семинария. Екатерина II останавливалась здесь по дороге в Крым. В XVIII—XIX веках к монастырю приписаны часовни в Москве — в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города, Иверская у Воскресенских ворот Китай-города.

В 1834—1836 годах были построены (или перестроены из старых) жилые и хозяйственные корпуса (архитектор Михаил Бове). В 1904—1908 построен монументальный соборный храм Иверской иконы Богоматери в русско-византийском стиле (архитектор Пётр Виноградов).

Описание Николо-Перервинского монастыря

Никольский собор был построен тщанием патриарха Адриана и в 1700 году им же освящён. До построения собора здесь находились три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская. Он их объединил: в верхнем этаже разместился храм Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне — церковь Успения Божией Матери. Четыре года ушло на его построение и благоукрашение — с 1696 по 1700-й. Патриарху при возведении собора деятельно помогали игумен обители Симон с братией и келейник Святейшего иеромонах Герасим.

Никольский собор посредством деревянной галереи, шедшей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины. В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном — монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено.

В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью — позлащёнными клеймами, изображающими евангельские события, а святой алтарь украшен в 1717 году живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась.

Около верхней Николаевской церкви с двух сторон — с северной и западной — выдаётся обширная и светлая паперть.

В нижнем этаже располагается храм Преподобного Сергия Радонежского — тёплый зимний храм, состоящий из трёх частей: алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посередине столпом. Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии. Стены Сергиевского храма были в 1737 году покрыты живописью, впоследствии неоднократно обновлявшейся, иконостас был резной, весь вызолоченный. В серебряной ризе, сделанной в 1865 году, здесь находилась копия с храмовой иконы Николая Чудотворца, что стояла в Никольском храме в золотой ризе. В 1808 году при митрополите Платоне в Сергиевской церкви были сделаны новые чугунные полы. В 1894 году вместо прежнего деревянного иконостаса был сделан двухъярусный иконостас из итальянского мрамора в византийском стиле.

В северо-восточной стороне Николаевской церкви, над самым входом в неё, возвышается колокольня, почти такой же высоты, как и сам храм с куполом, — разделяющаяся на пять ярусов.

Из них в первом находится вход в церковь, во втором, по сведениям восьмидесятых годов XIX века, была монастырская ризница, в третьем — небольшая, расписанная в 1767 году иконописью в сребропозлащённых клеймах церковь в честь Успения Божией Матери, в четвёртом в 1784 году были устроены боевые с четвертями часы, в пятом висят колокола, составляющие церковный звон. В 1787 году при митрополите Платоне Успенская церковь внутри вся возобновлена и покрыта сплошь золотом и серебром. Впоследствии она реставрировалась неоднократно. Служба в ней за малопоместительностью совершалась только в храмовый праздник.

Надвратная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме. В 1768 году церковь отошла в приход села Сабурова, то есть была приходской, а в начале XIX века вновь стала монастырской. В 1785—1786 годах храм был оштукатурен и впервые расписан. В 1869 году по благословению митрополита Московского Иннокентия церковь была обновлена устройством нового престола и жертвенника, позолоченного шестиярусного иконостаса, стенной живописью и поновлением икон. Под церковью находилось сначала двое ворот. Одни из них, построенные в конце XVII века, назывались «Водяными» (отсюда ходили за водой на Москву-реку). Они сохранились до нашего времени. Другие были заложены таким образом, что получилась комнатка, в которую, по свидетельству начала XIX века, клали покойников.

В декабре 1870 года по соизволению владыки Иннокентия в одной из Патриарших келий была освящена домовая церковь во имя святого праведного Никодима.

В 1750 году был построен на южной стороне монастыря каменный двухэтажный настоятельский корпус (по всей видимости, он строился уже в конце XVII века, а в середине XVIII был перестроен). Верхнее помещение занимал настоятель, а в нижнем помещалось некоторое число братии. В восьмидесятых годах XIX века как верх, так и низ корпуса были заняты монастырской братией (иеромонахами). В 1767 году Старый настоятельский корпус был соединён с Патриаршими покоями деревянной галереей, в которой 9 мая 1775 года была принята императрица Екатерина II.

В 1778 году галерея была сломана и на месте её (то есть между Патриаршими келиями и настоятельским корпусом) построен архиерейский дом в два этажа. В нижнем этаже его помещались в то время семинаристы. В 1835 году этот корпус, называемый Старым (или бывшим) архиерейским домом и занимаемый настоятелем, братией и учителями, был перестроен. В 30-х годах XIX века архитектором Михаилом Бове все келейные корпуса монастыря были перестроены в едином стиле ампир. По сведениям восьмидесятых годов XIX века, в верхнем этаже Старого архиерейского дома находились большие келии настоятеля монастыря, внизу же располагались монастырская кухня, трапезная и несколько братских келий.

В 1784 году к означенным зданиям в одну линию и под фасад с каменным настоятельским корпусом был пристроен каменный двухэтажный флигель для учителей. В восьмидесятых годах XIX века вверху и внизу здесь находились учительские квартиры, училищное правление, комната для расходчика и других должностных лиц, канцелярия и библиотека.

В 1776 году, спустя год после открытия в Перерве семинарии, по распоряжению архиепископа Платона (будущего митрополита), была начата постройка большого двухэтажного семинарского флигеля на северной стороне между церковью Толгской иконы Богородицы и северо-западной монастырской башней (разобранной в 1869 году) для классов и жилья.

За Старым семинарским, или ученическим, корпусом, находятся Святые врата, называвшиеся прежде «Водяными», и над ними надвратная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери.

В 1806 и 1807 годах семинарские здания приумножились постройкой на западной стороне монастыря нового каменного двухэтажного флигеля, в верхнем этаже которого были расположены классы. В 1834 году этот Новый семинарский, или училищный, корпус на западной стороне был перестроен.

На западной стороне возвышается двухэтажный архиерейский дом, выстроенный при митрополите Платоне в 1804—1806 годах. Южным концом он примыкает к Патриаршим келиям.

На востоке был расположен одноэтажный каменный корпус с училищной кладовой, погребами и служительской большой комнатой. За ним — восточные ворота первоначально с деревянной над ними башней ещё времён митрополита Платона. Впоследствии, в связи с возведением Иверского собора, восточная граница монастыря была отнесена далее на восток, а в 1908 году здесь была построена новая каменная стена со Святыми вратами.

Далее на юго-востоке — двухэтажный училищный, или классический, корпус (1830—1832) с четырьмя классными комнатами.

На восточной стороне монастыря вблизи соборного храма Святителя Николая, по сведениям восьмидесятых годов XIX века, было расположено также монастырское кладбище, обнесённое деревянной решёткой.

Снаружи монастырь с трёх сторон был окружён палисадником, насаженным из различных деревьев, который был обнесён по горе каменной оградой с балюстрадой.

С южной стороны монастыря находился небольшой плодовый сад и в нём — столярной работы беседка, а внизу, под горой монастырской, — огород и пруд, обнесённые с двух сторон забором, а с третьей — валом, и обсаженные деревьями. Здесь же, в монастырском фруктовом саду, разбитом под горой, был пчельник, а также ещё одна каменная двухэтажная училищная баня.

К северу за монастырём по ту сторону Святых ворот находился монастырский скотный двор, а на некотором расстоянии от него, в каменном одноэтажном флигеле, помещались ученическая больница, аптека и квартира фельдшера.

В северном же направлении возвышался большой двухэтажный каменный дом — монастырская гостиница со службами, верхний этаж которой (как пишет архимандрит Никифор в своём «Очерке…», изданном в 1888 году), был занят квартирами смотрителя и учителей Перервинского духовного училища, а нижний — комнатами для приезжих посетителей и дачников.

После 1917 года

Монастырь закрыт, частично переоборудован в складские помещения и мастерские в 1928 году.

В 1991 году возобновлены богослужения в Никольском соборе.

Настоятели

  • игумен Александр (упоминается в выписи 1632 года)
  • игумен иеросхимонах Иосиф
  • игумен иеросхимонах Герасим I (упом. в 1654)
  • игумен иеросхимонах Митрофан (упом. в 1654)
  • игумен иеросхимонах Герасим I
  • игумен иеросхимонах Иона (упом. в 1668, 1671 и 1675 гг.)
  • игумен иеросхимонах Прокл
  • игумен иеросхимонах Дионисий
  • игумен иеросхимонах Марк (ум. 1683)
  • игумен иеросхимонах Симон (ум. 1706)
  • игумен Корнилий (упом. в 1712)
  • игумен Виктор I
  • игумен Варлаам I (1722—1734); с 1735 по 1741 годы — игумен Николо-Угрешского монастыря
  • игумен Виктор II (1734—1746)
  • игумен Лаврентий I (1746—1748)
  • игумен Илларион (Завалевич) (1748—1753)
  • игумен Варлаам II (1753—1756)
  • игумен Кирилл (1756—1759)
  • строитель иеромонах Сильвестр (упом. в 1755—1756)
  • игумен Афанасий (1756—1759)
  • игумен Порфирий (Гжатский) (упом. в 1775—1776)
  • игумен Ириней (Клементьевский) (12 сентября 1776—1782)
  • Гедеон (Замыцкий) (1782—1783)
  • игумен Досифей (Григорьев) (1783—1787)
  • Иероним (Ершов) (1787—1788)
  • Агапит (Скворцов) (1788—1789)
  • игумен Иоанн (1789—1806)
  • Лаврентий (Бакшевский) (1806—1808?)
  • иеромонах Аарон (1818—1822)
  • иеромонах Герман (1822—1826)
  • иеромонах Амвросий (1826—1828)
  • иеромонах Мефодий (1828—1831)
  • иеромонах Пармен (1831—1848)
  • иеромонах Константин (1848—1861)
  • иеромонах Венедикт (1861—1866)
  • иеромонах, затем архимандрит Никодим (1866—1883)
  • архимандрит Викентий (1883 — после 1886)
  • Никанор (Морозкин) (?—1928)
  • Протоиерей Владимир Чувикин (25 декабря 1995 — 1 мая 2020)
  • Архиепископ Матфей (Копылов) Егорьевский (1 мая — 22 июля 2020 года) (в/у)
  • Протоиерей Владимир Чувикин (восстановлен с 22 июля 2020 года).