Прокимен


Прокимен (греч. προκείμενον — букв. «лежащий впереди») — в Православной церкви неоднократно повторяемое возглашение одного стиха псалма (хотя есть прокимены, взятые из Евангелия, Апостола и даже апокрифических текстов), каждое из этих повторений предваряется «стихом» в менее торжественном исполнении. Исполняется перед чтением Апостола, Евангелия или паремий и служит своеобразным «предисловием» к этому чтению. Состоит из стиха, в собственном смысле называемого «прокименом» (поётся клиросом) и одного (или трёх — на воскресных вечернях и в случае великих прокимнов) «стихов» (чаще произносятся диаконом/священником или канонархом), предшествующие повторению прокимена. Схематично исполнение прокимена выглядит так:

  • Чтец (или диакон) читает (реже поёт) первый стих,
  • Хор поёт (повторяет, желательно с мелодией) первый стих (он-то и является прокимном в узком смысле слова),
  • Чтец (или диакон) читает (реже поёт) второй (третий, четвёртый) стихи,
  • Хор поёт первый стих,
  • Чтец (или диакон) читает первую половину первого стиха,
  • Хор поёт вторую половину первого стиха.

История возникновения и развития

Прокимен восходит к обычному для древней Церкви респонсорному пению псалмов, при котором псалом пелся целиком, но после каждого стиха добавлялся рефрен — наиболее важный или известный стих этого же псалма. В IV веке Лаодикийский собор зафиксировал сложившуюся традицию, в соответствии с которой псалмы не пелись непосредственно один за другим, но разделялись чтениями. Так был заложен обычай библейских чтений, разделённых пением псалмов. К концу IV века из поющихся на богослужении псалмов стал выделяться один стих: по выражению Иоанна Златоуста «стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Из обычая народного пения этого только одного стиха из псалма и возник прокимен. В своём виде, близком к современному, прокимен зафиксирован уже в VI веке в рассказе Иоанна Мосха и Софрония Иерусалимского о посещении ими Нила Синайского.

В латинских богослужебных обрядах схожее с прокимном исполнение псалма называется респонсорий. В мосарабском обряде схожим образом поётся Psallendo (буквально «для пения») — стих читается и затем поётся (он, в узком смысле, и называется psallendo), затем читается второй стих (versus), потом первая половина первого стиха читается, а вторая — поётся.

В западно-сирийский литургии Апостола Иакова чтение Апостола предваряется целым псалмом, а не прокимном (в отличие от иерусалимского варианта той же литургии). Таким образом, у яковитов, отделившихся от Православной церкви после Халкидонского собора, процесс превращения псалма в прокимен так и не завершился.

В последующих частях рассказывается о прокимнах православного богослужения.

Ежедневные прокимны вечерни

На вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и, по своему смыслу, должен предварять чтение паремий. Хотя паремии на вечернях читаются не всегда, прокимен никогда не опускается. Прокимен вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется в зависимости от праздников, дней памяти святых (об исключениях — ниже). Прокимны на вечерни каждого дня недели таковы (следует отметить, что богослужебный день начинается с вечерни, и, таким образом, вечерня понедельника совершается в воскресение, вторника — в понедельник и т. д.):

  • Воскресенье: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (Пс. 92)
  • Понедельник: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни» (Пс. 133)
  • Вторник: «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему» (Пс. 4)
  • Среда: «Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего» (Пс. 22)
  • Четверг: «Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми» (Пс. 53)
  • Пятница: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс. 120)
  • Суббота: «Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя» (Пс. 58)

Все перечисленные прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна, хотя по букве таковым не является. Таким образом, особенный прокимен воскресенья выделяет этот день из числа прочих дней седмицы. Более того, если суббота совпадает с одним из тех праздников, вечером которых полагается петь особенный великий прокимен, то великий прокимен, в соответствии с Типиконом, переносится на другой день ради того, чтобы сохранить на своём месте обязательный прокимен воскресенья.

Исключения из вышеизложенного правила:

  • Великие прокимны — см. ниже.
  • В будние дни Великого поста вечерня соединяется с часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна (а не один), меняющиеся ежедневно (а не фиксированные на каждый день недели).

Великие прокимны вечерни

Великим прокимном называется прокимен вечерни, исполняющийся не 2,5 стиха (как обычный), а на большее количество стихов. Великих прокимнов в современном православном богослужении четыре:

  • Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс. 76),
  • Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори» (Пс. 113)
  • Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» (Пс. 68),
  • Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (Пс. 60).
  • Вечером во всю Светлую седмицу, также поются великие прокимны.
  • В Светлый понедельник: «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори» (Пс. 113), в
  • В Светлый вторник: «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми» (Пс. 76),
  • В Светлую среду: «Внуши Боже молитву мою, и не презри моления моего» (Пс. 54),
  • В Светлый четверг: «Возлюблю Тя Господи крепосте моя, Господь утвержение мое» (Пс. 17),
  • В Светлую пятницу: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (Пс. 60).

В дни, когда по уставу полагается петь великий прокимен, на вечерне обязательно бывает вечерний вход духовенства (даже, если вечерня вседневная, как вечерами воскресений Великого поста) и отменяется рядовой прокимен дня недели. Исключение из этого правила: совпадение такого дня с субботой, в этом случае на вечерне поётся прокимен воскресения, а великий прокимен переносится на один день раньше.

Прокимны утрени

На утрене, за редким исключением, бывает только чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Эти чтения и предваряются прокимном.

В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресением, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресения, не совпадающее с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа (о системе осмогласия — смотри Октоих):

  • Глас 1: «Ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят» (Пс. 11).
  • Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя» (Пс. 7).
  • Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется» (Пс. 95).
  • Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей» (Пс. 43).
  • Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки» (Пс. 9).
  • Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас» (Пс. 79).
  • Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца» (Пс. 9).
  • Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» (Пс. 145).

На утренях Великих понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы Евангелие читается, но прокимнов перед ним не полагается, на утрене Великой субботы — полагается два прокимна: перед паремией и апостольским чтением.

Прокимны часов

Обычно последование часов не включает в себя чтений из Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:

  • Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
  • шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие понедельник, вторник и среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
  • первый час в Великий четверг (читается паремия).

Прокимны литургии

На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. Правила выбора прокимна для литургии сложнее, чем для утрени или вечерни. Например, при совпадении воскресенья с Богородичным праздником поются два прокимна (воскресный рядового гласа и богородичный), в будние дни, на который выпала память святого, поются два прокимна (дня и святого) и проч. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа (система осмогласия — смотри Октоих):

  • Глас 1: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс. 32),
  • Глас 2: «Крепость моя и пение мое — Господь, и бысть мне во спасение» (Пс. 117),
  • Глас 3: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте» (Пс. 46),
  • Глас 4: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103),
  • Глас 5: «Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век» (Пс. 11),
  • Глас 6: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое» (Пс. 27),
  • Глас 7: «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28),
  • Глас 8: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему» (Пс. 75).