Адрес массовой регистрации


Адрес массовой регистрации — неофициальный термин, используемый в Российской Федерации, подразумевающий адрес места нахождения единоличного исполнительного органа юридического лица, по которому с ним осуществляется связь, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, если такой адрес совпадает с адресами места нахождения единоличных исполнительных органов других юридических лиц.

История

До создания в Российской Федерации Единого государственного реестра юридических лиц (1 июля 2002 года) государственная регистрация юридических лиц осуществлялась разными органами, в том числе органами местного самоуправления. На протяжении длительного времени регистрация осуществлялась в соответствии с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности». Несмотря на отсутствие в упомянутом Положении соответствующих требований, в некоторых регионах и местностях России требовалось представление сведений о так называемом «юридическом адресе», — понятии, которое не определено законодательством России, но также вошло в обиход. Для подтверждения подобных сведений в некоторых регионах и местностях требовались документы, подтверждающие право собственности, аренды или иных прав на объект недвижимости, адрес которого заявлен для регистрации юридического лица. Несмотря на незаконность подобных требований, их удовлетворение вошло в обиход и сохранилось в некоторых регионах и после введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Современность

Несмотря на то, что никакого подтверждения адреса места нахождения единоличного исполнительного органа юридического лица для государственной регистрации такого лица не требуется, при создании многих юридических лиц и ныне сохраняется стереотип, согласно которому соответствующий адрес, якобы, должен быть подтвержден некими документами. В таких условиях заявители, следуя «советам» так называемых «юридических фирм», оказывающих услуги по государственной регистрации, при государственной регистрации юридических лиц зачастую указывают в соответствующих заявлениях адрес, предоставленный им фирмой — регистратором, или иным лицом, не соответствующий адресу подлинного места нахождения единоличного исполнительного органа юридического лица, по которому с ним может осуществляться связь. Указание недостоверного адреса места нахождения единоличного исполнительного органа также часто используется при создании так называемых фирм-однодневок.

В результате этого в Едином государственном реестре юридических лиц накопилось достаточно много записей об организациях, адреса места нахождения единоличного исполнительного органа которых совпадают. В повседневном обиходе такой адрес принято называть адресом массовой регистрации.

Последствия

Само по себе совпадение адресов мест нахождения единоличных исполнительных органов нескольких юридических лиц не может повлечь никаких последствий. В то же время, сам факт выявления адреса массовой регистрации приводит к повышенному вниманию контролирующих органов (в первую очередь налоговых органов) в отношении соответствующих организаций.

Выявление того факта, что по указанному в ЕГРЮЛ адресу связаться с единоличным исполнительным органом юридического лица не представляется возможным, может свидетельствовать о представлении недостоверных сведений о юридическом лице, либо о не исполнении таким лицом обязанности в трехдневный срок сообщить в регистрирующий орган об изменениях сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, установленной пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Ответственность за непредставление, несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц предусмотрена частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Списки адресов массовой регистрации и соответствующих юридических лиц широко используются коммерческими организациями (в первую очередь банками, лизинговыми, страховыми компаниями и др.) для проверки соответствующих контрагентов при подготовке к совершению сделок с такими лицами. Проверка наличия организации в списке адресов массовой регистрации доступна любому лицу на официальном сайте Федеральной налоговой службы.