Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы


«Красная рука, черная простыня, зелёные пальцы» — повесть Эдуарда Успенского, написанная по мотивам «детских страшилок». Успенский собрал множество таких историй и объединил их в небольшую повесть детективного жанра. Впервые печаталась в журнале «Пионер» № 2, 3, 4 за 1990 год с подзаголовком «страшные повести для бесстрашных школьников».

История страшилок

Детские страшилки — небольшие рассказы жанра городского фольклора.

Страшилки появились в 70-х годах XX века. В какой-то степени эти жуткие мистические истории являются возрождением традиционных бывальщин и быличек в условиях современной городской жизни и осмысления детьми актуальных проблем реальной жизни (одиночество, страх смерти и т. д.).

Страшилкам сопутствовал определенный ритуал рассказывания. Как правило, они рассказывались в пионерских лагерях детьми перед сном или в других условиях, когда в темное время суток собиралась в отсутствие взрослых группа детей. Ритуал рассказывания мог включать «замогильный» голос, тягучее произношение, страшное лицо в кульминационный момент. Эффект устрашения усиливается тем, что слушающий включает собственную фантазию и, в сравнении с фильмами ужасов, не может видеть, а лишь представляет картины в самом ужасном виде, в том виде, который наиболее страшен лично для него, воплощает его индивидуальные фобии.

Интересно, что литературовед О. Ю. Трыкова, говоря о современной консервации жанра страшилок, видит одну из причин в том, что «утрачивается одно из главных условий процветания жанра — тайность его бытования», поскольку из сокровенного пласта детской субкультуры страшилки стали предметом всеобщего достояния, начало чему было положено Э. Успенским.

Сюжет

Сюжет повествует о приключениях молодого смелого и сообразительного милиционера-практиканта Виктора Рахманина, которому на время летней практики поручается расследование загадочных убийств. В списке «подозреваемых» — не изученные наукой или правоохранительными органами мистические силы, например светящаяся красная рука, вылезающая из стены, женщина с красным лицом, замечаемая перед убийством или пожаром.
Вступая в схватку с потусторонними, незнакомыми и страшными силами, Виктор проявляет находчивость и отвагу. Он встречается со «свидетелями» этих происшествий (директор лагеря, дети, продавцы, коллеги-милиционеры), ездит в командировки по разным городам, обследует загадочные места — кладбища, особняки. Очень живописно автор описывает городки, улочки и местечки, в которые попадает герой. Интересен и внутренний диалог Виктора, который, понимая абсурдность детских пугалок, вынужден по всей форме расследовать происшествия, основанные на неподтверждённых слухах. С каждой страницей автор всё сильнее интригует читателя приключениями бравого милиционера, бросившего вызов потусторонним силам, воплощающим самые страшные, детские фантазии обыкновенного человека…

Художественная ценность

Повесть нацелена на детско-юношескую аудиторию и служит скорее для того, чтобы развеселить, чем чтобы напугать.

Одним из первых в детской литературе Эдуард Успенский обратился к жанру страшного фольклора. В 1986 году, выступая в радиопередаче «Пионерская зорька», он попросил школьников присылать известные им страшные истории. Полученные письма с записанными детьми страшилками легли в основу новой повести. Писателю удалось умело спародировать поэтику фольклорной страшилки, соединить драматические темы с авторской иронией, мастерски преподнести читателям разного возраста собранную им коллекцию страшных историй.

Исследователями повесть «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы» определяется как своеобразная игра в сказку, построенная на характерном для разных произведений Э.Успенского переосмыслении сюжетов, мотивов и образов традиционного и городского фольклора. Произведение выдержало испытание временем и по-прежнему любимо читателями.