Этот человек Моисей


«Моисей и монотеизм» («Этот человек Моисей и монотеистическая религия», нем. Der Mann Moses und die monotheistische Religion; 1939) — цикл статей Зигмунда Фрейда, над которыми он работал на склоне лет, изнурённый неизлечимой болезнью, перешагнув порог 80-летия. В этой работе Фрейд попытался перенести на историю целого народа методы анализа отдельной человеческой личности. Впоследствии этот спекулятивный приём исторического исследования получил название психоистории. Большого распространения он не получил.

Основные идеи

Опираясь на историко-культурный материал об Осарсефе, полученный египтологами Джеймсом Брэстедом и Эдуардом Мейером, Фрейд выдвигает догадку о том, что Моисей был не евреем, а высокопоставленным египтянином периода правления Эхнатона. Это позволяет ему развить собственную версию происхождения монотеистических религий. Пытаясь нащупать связь между атонизмом Эхнатона и Моисеем, Фрейд приводит собственную версию событий, описанных в библейской книге Исход.

После падения популярности фараона и его религии, Моисей, желая сохранить свою веру в единого бога Солнца — Атона, а также своё привилегированное положение, становится вождём живущего на периферии Египта племени рабов-семитов. Племя обращается в атонизм, Моисей вводит принятый у свободных граждан Египта обряд обрезания, и, благодаря периоду безвластия в стране, осуществляет беспрепятственный исход евреев с территории Египта.

Далее Фрейд высказывает предположение, что Моисей был убит в результате бунта, а его религию в течение нескольких последующих поколений поддерживала лишь приближённая к нему группа людей. В дальнейшем, испытывая чувство вины за убийство вождя, евреи привносят этико-религиозные элементы атонизма в предшествующий ему культ бога вулканов — Яхве и развивают идею Мессии — воскресшего Отца. Имя Атона приобретает звучание Адонай — ивр. ‏אדני‏‎, «Господь».