Александра (певица)

12.04.2022

Александра (Дорис Нефедов, нем. Doris Nefedov, урождённая Трайц; 19 мая 1942, Шилуте — 31 июля 1969, Теллингштедт, Шлезвиг-Гольштейн) — немецкая певица, композитор, гитарист и пианист, звезда немецкого шансона. Погибла в автокатастрофе в самом начале карьеры.

Биография

Детство

Александра родилась под именем Дорис Трайц 19 мая 1942 года в Восточной Пруссии, в городке Хайдекруг (сегодня Шилуте в Литве). В 1944 году её семья вместе с колоннами других беженцев покидает Клайпедский край перед лицом наступающих советских войск.

По прибытии в Германию семья поселилась в Киле. Отдавая должное славянским корням (бабка Дорис была чешкой, а дед вендом), девочка рано начала учить русский язык, а также проявлять интерес к славянской и цыганской культурам. В 1961 году семья переехала в Гамбург. Девушка начала изучать графический дизайн в гамбургской школе моды, а также посещать школу актёрского мастерства Марго Хёпфнер (немецкая танцовщица, актриса и режиссёр) (1912—2000).

Начало карьеры

По окончании обоих учебных заведений Трайц отправилась на пару месяцев путешествовать с андалузскими цыганами по Испании. Вернувшись, поступила на работу в один из гамбургских журналов, но вскоре была уволена из-за увлечённости песнями и театром. Бывший начальник Трайц рассказывал о ней своему другу, продюсеру Фреду Вайриху. Через три дня девушка получила приглашение от Вайриха, а после встречи с ним подписала договор на запись первого альбома.

Дорис Трайц взяла имя Александра — женскую форму имени своего сына Александра Нефёдова, родившегося в 1963 году. В 1962 году 20-летняя Дорис познакомилась в русском ресторане, куда ходила практиковаться в языке, с Николаем Нефёдовым — 50-летним бостонским журналистом-эмигрантом. В том же году состоялась свадьба, однако уже через 2 года они развелись. Нефёдова оставила сына себе.

На пике известности

После записи альбома «Premiere mit Alexandra» Александра отправилась с Хази Остервальдом в турне по Советскому Союзу (главным образом по Кавказу). Возвратившись, певица столкнулась со своей растущей популярностью. Приглашения на концерты, в турне, на телевидение поступили одно за другим. Песня «Zigeunerjunge» стала хитом года. В декабре Александра познакомилась с шансонье Жильбером Беко и звездой французской эстрады Сальватором Адамо. Знакомство скоро перерасло в тесную дружбу. К этому трио также присоединился Удо Юргенс, популярный немецкий исполнитель. Адамо был очарован Александрой и активно протежировал её во Франции, где «Tzigane» (французская версия песни «Zigeunerjunge») также завоевала верхние строчки хит-парадов.

Вплоть до самой смерти Александры она, Адамо и Юргенс обменивались песнями собственного сочинения, нередко выступали на совместных концертах. Пластинки Александры выходили во Франции и ФРГ многотысячными тиражами, она почти беспрерывно гастролировала по обеим странам, принимала участие в многочисленных телешоу. В 1968 году Александра дала концерт в Бразилии, на следующий год были запланированы Япония, США, а также бенефис в парижской «Олимпии».

Памятник певице на месте её гибели

Гибель

31 июля 1969 года Александра ездила в Гамбург на переговоры со своей звукозаписывающей компанией. В тот же день она отправилась в отпуск на остров Зильт на Северном море. Певица была за рулём недавно приобретённого «Mercedes-Benz 220 SE Coupé». Вместе с Александрой в машине также находились её 6-летний сын Александр Нефёдов и мать певицы, Валли Трайц. Перед выездом в путь машина была осмотрена в автомастерской, но находящаяся за рулём певица не смогла затормозить перед перекрёстком и на полной скорости врезалась в грузовик около города Теллингштедт в Шлезвиг-Гольштейн при невыясненных обстоятельствах. Сын певицы отделался лёгкими ранениями, в то время как сама Александра погибла на месте, а её мать умерла в больнице. Возможно, машина была неисправна; ходили слухи, что автокатастрофа не была случайностью. После катастрофы сын Александр переехал жить к Николаю Нефёдову, в США.

Певица была похоронена на кладбище Westfriedhof в Мюнхене. На похоронах присутствовало около трёх тысяч человек, а на надгробном камне высекли просто «Alexandra».

В 1999 году кинорежиссёр Марк Бётхер опубликовал биографию, в которой рассказал, что получил несколько анонимных сообщений, касающихся гибели Александры, в то время как проводил собственное расследование. Он также сообщил, что начнёт собственное расследование в 2004 году после исследования попавших к нему документов Штази, где сообщалось, что любовник певицы Пьер Лафэр (Pierre Lafaire) был секретным американским агентом в Дании, а также документы первоначального расследования.

Расследование смерти

Через несколько месяцев после смерти Александры вскрылись факты, послужившие причиной открытия уголовного дела. Например, несоответствие протоколов полицейского обследования трупа и экспертизы в морге. Если в первом случае выявлены «несовместимые с жизнью тяжёлые травмы головы и груди», то во втором лишь «лёгкое ранение в области лица». На фотографиях, сделанных якобы на месте происшествия, запечатлена не та машина, что была у Александры. Водителя грузовика, в который врезалась певица, не могут найти уже 35 лет. Вопреки завещанию Александры и пожеланию родственников[уточнить], тело певицы было кремировано. В ночь до этого в морге, где лежало тело, произошёл взлом. И, наконец, за 3 дня до гибели Александра заказала себе и матери места на кладбище, надгробия и заключила страховку жизни на высокую сумму. Несмотря на такое множество в высшей степени подозрительных улик, следствие зашло в тупик и было прекращено через пару лет.

Лишь в 2004 году «дело Александры» получило продолжение. В рассекреченных архивах Штази следователи обнаружили ясные указания на то, что некий Пьер Лафер, с которым Александра была тайно помолвлена за пять месяцев до смерти, в действительности являлся крупным американским разведчиком, которому было поручено создать агентурную сеть в Дании. Вскоре центральный канал ARD официально сообщил о повторном открытии «дела Александры».

Популярность после смерти

Популярность Александры не прошла с её смертью. До сих пор выходят альбомы певицы, последняя серия с недавно обнаруженными архивными записями вышла на 60-летие Александры в 2002 году. Её песни звучат по радио, функционируют несколько клубов её поклонников, телепередачи о ней идут чуть ли не каждый месяц. Её называют «немецкой Эдит Пиаф», проводят концерты и конкурсы имени Александры.

Увековечивание памяти

Указатель на площади им. Александры в Киле
  • 19 мая 2009 года по близости от дома, где раньше жила Александра в городе Киле, область между Knooper Weg, Franckestraße и Olshausenstraße была названа Alexandraplatz в честь певицы.

Творчество Александры

Репертуар Александры очень не похож на то, что исполняли тогда и исполняют по сей день немецкие поп-звёзды. В нём переплелись немецкие музыкальные традиции, французский шансон, русские романсы, песни цыган и американское кантри. Условно можно разделить её творчество на две части — эстрадные песни (поп) и стилизации народных песен и романсов.

В первых сильно ощущается влияние французской эстрады тех времён. По признанию многих критиков, это как правило замечательные, богатые, пронзительные мелодии. Песня «Was ist das Ziel?» является тем примером песни, в которой и музыка и лирика находятся на одинаково высоком уровне. У стихов Александры тоже своя особенность. Хотя большинство из них достаточно просты (к «Was ist das Ziel?» это не относится), в них нет пошлости и тривиальности, которые характерны для большой части поп-музыки. Текучая манера лирики Александры, её дар «говорить стихом» может быть сравнён с творчеством Есенина. Вместе с тем она сохраняла достаточно сложную форму поэзии и использовала только литературный язык. Мелодичность, которую она давала своим песням и делали их столь узнаваемыми и популярными. Свой стиль в музыке Александра выработала ещё до знакомства с французскими шансонье. Его можно ясно услышать в её ранних песнях «Mein Freund der Baum» и «Mein Kind, schlaf ein».

Ко второй категории относятся романсы («Белой акации…», «Дорогой длинною» и др.), адаптации русских эстрадных песен («Песня о друге», «Подмосковные вечера»), испанские, еврейские, американские народные песни. Несколько песен Александра написала на мотивы мелодий американского «Дикого Запада». Почти все свои известные песни она переводила и исполняла на французском.

Дискография

Альбомы

  • Alexandra (1968)
  • Premiere mit Alexandra (1968)
  • Sehnsucht (1969)
  • Ihre großen Erfolge (1969)
  • Unvergessen (1971)
  • Das war Alexandra (1977)
  • Star und Stimme (15 декабря 1980)

Синглы

  • Zigeunerjunge (1 апреля 1968)
  • Sehnsucht (Das Lied der Taiga) (15 апреля 1968)
  • Auf dem Wege nach Odessa / Illusionen (11 ноября 1968)
  • Erstes Morgenrot (15 июля 1969)

Фильмы

Marc Boettcher «Alexandra — die Legende einer Sängerin» (1999).