Брянск-Орловский


Брянск-Орловский (неофициально также Брянск I) — узловая железнодорожная станция Московской железной дороги в городе Брянск. Входит в Брянский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-7 Московской дирекции управления движением. По основному применению является пассажирской, по объёму работы отнесена к 1 классу.

Вокзал Брянск-Орловский — железнодорожный вокзал при станции Брянск-Орловский. Входит в Московскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов. Основной пассажирский железнодорожный вокзал города Брянска. Расположен на территории Володарского района. Действует как с пригородным, так и с дальним сообщением.

Здание вокзала

Здание 1952 года

Здание вокзала станции Брянск-Орловский состоит из двух больших частей: старого здания (1952 год, архитектор В. Ф. Скаржинский, главный архитектор А. Н. Душкин) и нового здания (1981 год, архитектор Я. В. Шамрай).

В новом здании расположены билетные кассы дальнего следования, справочное бюро, кафе, комнаты отдыха, администрация вокзала и другие служебные помещения. Просторный кассовый зал оформлен огромным витражом и декоративным панно-картой на железнодорожную тему.

Старое здание, в свою очередь, подразделяется на несколько частей:

  • Холл. Сюда ведёт главный вход в здание вокзала из города. В холле расположены расписания поездов дальнего сообщения, электронное табло с временем отправления ближайших поездов, отделение связи, торговые точки, предприятия обслуживания. Напротив выхода в город находится вход в подземный переход, а по его сторонам — два выхода на платформу № 1 (не действуют).
  • Действующий зал ожидания. Помещение отремонтировано, установлены новые сидения. Тема оформления зала — история региона. Окраска одной стены выполнена на тему города Брянска, на противоположной изображена карта Брянщины, гербы старинных городов Брянщины (Севск, Трубчевск и т. д.). Окна-витражи оформлены на тему храмов Брянска.
  • Неработающий зал ожидания. Единственное помещение старой части вокзала, не имеющее стеклопакетов — оставлены старые деревянные окна, старые сидения. Доступа для пассажиров нет.
  • Кассовый зал пригородного сообщения. Имеет выходы на привокзальную площадь (закрыт) и на платформу № 1; вход в подземный переход.

В 1954 году построен подземный переход. Он соединяет между собой все помещения вокзала и платформы № 2, 3 и 4. В переходе находятся камера хранения, санузел, несколько торговых точек.

Платформы

Эр 787-70 на платформе № 1

На территории станции Брянск-Орловский расположено 7 платформ. Примыкающая к зданию вокзала платформа № 1 — высокая и наиболее примечательная из всех: на ней расположен паровоз-памятник типа Эр, семафор и водоразборная колонка (всё было установлено к празднику 60-летия Победы). Остальные платформы низкие. К платформам № 2, 3, 4 ведёт подземный переход из здания вокзала, к платформам № 5, 6, 7 переход осуществляется по настилу. К платформам № 3 и № 7 имелись спуски с переходного моста. Платформы № 6 и 7 расположены в огороженной зоне таможенного контроля: для многих поездов международного сообщения станция Брянск-Орловский является первой (или последней) остановкой в России, и их таможенный досмотр проводится брянскими таможенниками.

Переходной мост

Переходной мост соединял напрямую Привокзальную площадь с жилой частью Володарского района и имел лишь два промежуточных выхода — на платформы № 3 и № 7. Для нужд пассажиров был малопригоден. В 2020 году мост был демонтирован, оставлен только переход между сквером им. Ленина и платформой № 7.

Особенности

Вокзал находится в стороне от главного хода Москва — Киев, по которому следует подавляющее большинство грузовых поездов, проходящих через Брянск. Пассажирские поезда, чтобы попасть на вокзал, отклоняются от главного хода, на что затрачивается лишнее время. Возможны два варианта захода на Брянск-Орловский со стороны Москвы-Киевской: через Брянск-Северный и Мальцевскую (так идут почти все поезда, смена направления движения не требуется) или через Чернец и Полпинскую (более короткий путь, но для продолжения следования в сторону Киева нужна смена направления движения); так идут лишь поезда на Смоленск или те, для которых Брянск является конечной станцией; в частности, фирменный № 99/100 «Иван Паристый», №107/108, 737/738, 739/740, 741/742. Через станцию следуют поезда в направлении городов: Санкт-Петербург, Калуга, Москва, Орёл, Смоленск, Киев а также Брест, Гомель и др.

Дальнее следование по станции

По состоянию на июнь 2017 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования: