Морская радиоэлектронная аппаратура


Морская радиоэлектронная аппаратура (морские радиэлектронные средства) — радиоэлектронная аппаратура (РЭА), предназначенная для эксплуатации в морской среде.

Классификация по странам

Морская радиоэлектронная аппаратура ВМС СССР

C 1927 года по 1934 год советская промышленность стала производить комплексные системы радиовооружения «Блокада-1», предназначенные для кораблей и береговых постов. Выпускалось следующие типы радиостанций:

  • 7 типов длинно- и средневолновых
  • 2 типа коротковолновых
  • 1 тип ультракоротковолновых радиостанций
  • 4 типа радиоприёмников

Также на советских кораблях «Ураган», «Шторм», «Шквал», «Бриз», «Бухта», «Рейд», приёмники «Ветер», «Якорь», «Дозор», «КУБ-4» и др.

Для передачи результатов наблюдения 24 июля 1941 года между крейсером «Молотов» Черноморского флота, штабом флота и командным пунктом противовоздушной обороны Севастополя была установлена прямая телефонная связь с помощью первой корабельной радиолокационной станции (РЛС) «Редут-К», которая позволяла обнаруживать самолёты на расстоянии до 120 км и одновременно слежение за 7-8 авиационными группами, что позволило успешно применять огневые средства ПВО.

В марте 1944 года была испытана РЛС «Гюйс». Испытания проводились в боевых условиях на эсминце «Громкий» Северного флота. После того, как последующие модификации РЛС «Гюйс-1М» и РЛС «Гюйс-1 Б» успешно прошли испытания, они были приняты на вооружение и стали выпускаться серийно.

В 1948 году совместно с РЛС «Риф» прошла государственные испытания на Черноморском флоте (крейсер «Молотов») и была принята на вооружение советского Военно-Морского Флота РЛС «Гюйс-2». Разработка РЛС «Гюйс-2» велась под руководством А. И. Патрикеева. Серийный выпуск станции вёлся на заводе № 703 (современный завод «Салют»)".

В 1970 году Ижевский радиозавод впервые в СССР изготовил спутниковую корабельную навигационную аппаратуру, которая обеспечивала стометровую точностью привязки кораблей по сигналам спутниковой системы «Циклон». Применены элементы микропрограммирования.

Морская радиоэлектронная аппаратура ВМС Российской Федерации

На большие противолодочные корабли проекта 1155 и эскадренные миноносце проекта 956 устанавливалась трёхкоординатная РЛС корабельного базирования Фрегат. РЛС имела ряд модификаций, в том числе «Фрегат-М» и «Фрегат-МА».

Морская радиоэлектронная аппаратура ВМС США

Основой боевой информационно-управляющей системы «Иджис» (Aegis) является многофункциональная РЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР) AN/SPY-1. РЛС выполняет поиск по азимуту и углу места, захват, классификацию и сопровождение целей, командное управление зенитными ракетами на стартовом и маршевом участках траектории. Централизация всех этих функций в одной системе позволило сократить число радаров, уменьшить взаимные помехи, увеличить количество сопровождаемых и обстреливаемых целей (250 и 20 соответственно). AN/SPY-1 устанавливается на американские корабли класса «Тикондерога» (CG-47) и «Арли Бёрк» (DDG-51), а также корабли других стран.

Морская радиоэлектронная аппаратура ВМС Австралии и Новой Зеландии

С 2004 года по 2006 год фрегаты типа «Анзак» были дополнительно оснащены подкильной трёхкоординатной гидроакустической станцией «Петрел». Её разработчиком стало австралийское отделение компании «Талес».

Спасательное радиоэлектронное оборудование

Оборудование GMDSS

После введения международной системы GMDSS (англ. Global Maritime Distress and Safety System), которая использует современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи, все суда, подпадающие под действие Международной Конвенции о безопасности жизни на море, должны иметь на борту следующую радиоэлектронную аппаратуру:

  • УКВ р/ст с ЦИВ (цифровой избирательный вызов) сн70-А1;А1А2;А1А2А3;А1А2А3А4
  • ПВ р/ст с ЦИВ f=2187,5кГц А1;А2;А1А2А3;А1А2А3А4
  • EPIRB-40 cospas-sarsat A1;А2;А1А2А3;А1А2А3А4
  • РПУ NAVTEX f=512кГц А1;А2;А1А2А3А4 А1А2А3А4-районы плавания
  • Судовая станция-INMARSAT-C c РПУ расширенного группового вызова. Системы GPS
  • Радиолокационный ответчик SART-9,0ГГц
  • Р/ст для двухсторонней связи для спас-средств сн16,13,6

Морской район А3 может иметь ПВ,КВ Р/ст в диапазоне частот f=1605-27500кГц

Радиолокационный спасательный ответчик

Радиолокационный спасательный ответчик — радиоэлектронное устройство, приемопередатчик, являющийся частью ГМССБ предназначен для обеспечения определения местоположения объектов, которые терпят бедствие, путём передачи сигналов радиолокационным станциям.

Используется для ближнего, в пределах 8 морских миль, наведения спасательных служб. Приемопередатчик работает на частоте 9 ГГц. Включается в работу в ручном режиме. При облучении передатчика радаром выдает на дисплее радара сигнал, легко поддающийся идентификации и показывающий пеленг на него.

Согласно требованию конвенции СОЛАС на судах валовой вместимостью до 500 тонн должен быть как минимум один радиолокационный ответчик, на судах свыше 500 тонн — как минимум два.

Характеристики

Морская РЭА способна выдерживать:

  • ударные перегрузки, которые возникают при ударах волн;
  • линейные ускорения при качке;
  • изменение температуры, характерные для морской среды

Морская РЭА устойчива к коррозии и плесени. Она также является водо- и брызгозащищённой из-за возможности шторма и чрезвычайной ситуации.

Уровень унификации и типизации морской РЭА очень высок. Это связано с тем, что в продолжительном автономном плавании должна существовать возможность ремонта РЭА без захода на базу.

Требования к ЭМС морской РЭА повышены.

Размещение

При повышении тоннажа надводных судов и кораблей устройство морской РЭА приближается к устройству аналогичной наземной РЭА. Отличия в основном будут состоять в наличии водо- и брызгозащитных устройств и амортизаторов.

Требования к РЭА судов и кораблей с малым тоннажем жёстче, чем к авиационной РЭА. На подводных лодках к РЭА предъявляются требования по размерам и форме стоек.