Блейман, Михаил Юрьевич

25.06.2022

Михаил Юрьевич Блейман (19 мая 1904, Ростов-на-Дону — 3 декабря 1973, Москва) — советский сценарист, критик, теоретик кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1948).

Биография

Родился 6 мая (19 мая по новому стилю) 1904 года в Ростове-на-Дону, в семье помощника присяжного поверенного (впоследствии присяжного поверенного) Юды Моисеевича Блеймана. Доходный дом Ю. М. Блеймана в Ростове-на-Дону располагался на Никольской улице (ныне Социалистическая, 105/42). В 1923—1924 годах учился на историко-филологическом факультете Донского университета (Ростов-на-Дону) и в Высшем литературно-художественном институте имени Брюсова (Москва), одновременно сотрудничал в газетах и журналах.

В кино работал с 1924 года. В 1937—1939 годах совместно с М. В. Большинцовым и Ф. М. Эрмлером создал сценарий одного из выдающихся советских фильмов «Великий гражданин». Успех фильма был предопределён в значительной мере новаторской драматургией.

Член редакционной коллегии Сценарной студии Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, исполнял обязанности директора отделения Сценарной студии по Средней Азии и Казахстану (1943). Автор ряда статей по вопросам театрального искусства.

В ходе кампании по борьбе с космополитизмом был обвинён министром кинематографии СССР И. Г. Большаковым в раболепстве перед буржуазной кинематографией, глумлении над выдающимися произведениями советской кинематографии, активной помощи «Траубергу в его подрывной антипатриотической деятельности». В резолюции, принятой на собрания актива киноработников в Московском Доме кино 24—28 февраля 1949 года, отмечалось, что группа, возглавляемая Траубергом, «из года в год вела подрывную работу против советского киноискусства с позиции космополитизма и буржуазного эстетства», отравляя «сознание работников кино пропагандой растленной идеологии буржуазного Запада». Оказал помощь Г. А. Товстоногову в постановке пьесы Ш. Н. Дадиани «Из искры…» (1949), существенно переработав сценарий. Однако его имя среди создателей спектакля не было упомянуто.

В своих работах 50—60-х годов анализировал становление многонационального социалистического киноискусства и общие закономерности его развития, исследовал зарубежное кино и кинодраматургию.

В 1960—1970 годах руководил сценарными мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Умер 3 декабря 1973 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Семья

Жена — Инна Александровна Данкман (1922—1991), режиссёр МАДТ имени Моссовета.

Награды и премии

  • орден Трудового Красного Знамени (1940)
  • Сталинская премия второй степени (1948) — за участие в создании фильма «Подвиг разведчика» (1947).
  • медали

Фильмография

  • 1924 — История одного аванса (короткометражный)
  • 1924 — Похождения Ваньки Гвоздя (короткометражный)
  • 1926 — Приказ №…
  • 1928 — Мятеж (совместно с С. А. Тимошенко)
  • 1928 — Ася (совместно с Ю. Г. Оксманом)
  • 1928 — Гафир и Мариам (короткометражный)
  • 1928 — Синие воротники
  • 1929 — Дорога в мир (совместно с Б. В. Шпис)
  • 1930 — Всадники ветра
  • 1930 — Две силы (совместно с Н. И. Галкиным, Л. Л. Константиновским, Д. Ф. Сверчковым)
  • 1930 — Счастливый Кент
  • 1931 — Конец Нахаловки
  • 1932 — Беглец
  • 1933 — Моя Родина
  • 1936 — Путешествие в Арзрум
  • 1937 — Великий гражданин (совместно с М. В. Большинцовым и Ф. М. Эрмлером)
  • 1940 — Юность командиров (совместно с В. П. Вайнштоком)
  • 1942 — Непобедимые (совместно с М. К. Калатозовым)
  • 1944 — Небо Москвы (совместно с М. В. Большинцовым)
  • 1945 — Это было в Донбассе (совместно с С. П. Антоновым и Б. Л. Горбатовым)
  • 1947 — Подвиг разведчика (совместно с К. Ф. Исаевым и М. Б. Маклярским)
  • 1947 — Возвращение с победой (совместно с К. Ф. Исаевым)
  • 1948 — Три встречи
  • 1954 — Тревожная молодость (совместно с В. П. Беляевым)
  • 1957 — Его время придет (совместно с Сергеем Ермолинским)
  • 1965 — Перед судом истории (совместно с В. П. Вайнштоком)
  • 1965 — «Тобаго» меняет курс
  • 1965 — Петух (фильм, 1965) (совместно с Ниссоном Зелеранским и Юрием Строевым (Ициксоном))
  • 1966 — Чужое имя (совместно с Ари Ваксером и Михаилом Бараном)
  • 1967 — Путь в «Сатурн»
  • 1967 — Конец «Сатурна»
  • 1968 — 24-25 не возвращается
  • 1968 — День ангела (нет в титрах)
  • 1970 — Крушение империи
  • 1971 — Чёрные сухари
  • 1972 — Бой после победы

Библиография

  • Владимир Фогель. — М.—Л.: Теакинопечать, 1928. — 16 с.
  • Вамп (Опыт анализа жанра). — М.: Теакинопечать, 1929. — 30 с.
  • Неполноценная профессия // Советское кино : журнал. — 1933. — № 1—2. — С. 11—16.
  • Человек в советской фильме. История одной ошибки // Советское кино : журнал. — 1933. — № 5—6. — С. 51—57.
  • Человек в советской фильме. II. Фильма — обозрение // Советское кино : журнал. — 1933. — № 8. — С. 51—60.
  • Человек в советской фильме. 3. В поисках нового стиля // Советское кино : журнал. — 1933. — № 9. — С. 27—42.
  • Чаплин обличает // Литература и искусство : газета. — 1942. — 9 мая (№ 19). — С. 2.
  • Пьесы и репертуар // Театр : журнал. — 1945. — № 1. — С. 40—45.
  • Правда революции — правда искусства. — М.: Искусство, 1961. — 64 с.
  • О сценариях Хуана Антонио Бардема // Кинорежиссёр Хуан Антонио Бардем. — М.: Искусство, 1965. — С. 5—46. — 347 с.
  • О кино — свидетельские показания. — М.: Искусство, 1973. — 588 с.
  • Конь Ивана Грозного. Рассказы о кинорежиссёрах. — М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1974. — 48 с.