Блейман, Михаил Юрьевич

Михаил Юрьевич Блейман (19 мая 1904, Ростов-на-Дону — 3 декабря 1973, Москва) — советский сценарист, критик, теоретик кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1948).
Биография
Родился 6 мая (19 мая по новому стилю) 1904 года в Ростове-на-Дону, в семье помощника присяжного поверенного (впоследствии присяжного поверенного) Юды Моисеевича Блеймана. Доходный дом Ю. М. Блеймана в Ростове-на-Дону располагался на Никольской улице (ныне Социалистическая, 105/42). В 1923—1924 годах учился на историко-филологическом факультете Донского университета (Ростов-на-Дону) и в Высшем литературно-художественном институте имени Брюсова (Москва), одновременно сотрудничал в газетах и журналах.
В кино работал с 1924 года. В 1937—1939 годах совместно с М. В. Большинцовым и Ф. М. Эрмлером создал сценарий одного из выдающихся советских фильмов «Великий гражданин». Успех фильма был предопределён в значительной мере новаторской драматургией.
Член редакционной коллегии Сценарной студии Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, исполнял обязанности директора отделения Сценарной студии по Средней Азии и Казахстану (1943). Автор ряда статей по вопросам театрального искусства.
В ходе кампании по борьбе с космополитизмом был обвинён министром кинематографии СССР И. Г. Большаковым в раболепстве перед буржуазной кинематографией, глумлении над выдающимися произведениями советской кинематографии, активной помощи «Траубергу в его подрывной антипатриотической деятельности». В резолюции, принятой на собрания актива киноработников в Московском Доме кино 24—28 февраля 1949 года, отмечалось, что группа, возглавляемая Траубергом, «из года в год вела подрывную работу против советского киноискусства с позиции космополитизма и буржуазного эстетства», отравляя «сознание работников кино пропагандой растленной идеологии буржуазного Запада». Оказал помощь Г. А. Товстоногову в постановке пьесы Ш. Н. Дадиани «Из искры…» (1949), существенно переработав сценарий. Однако его имя среди создателей спектакля не было упомянуто.
В своих работах 50—60-х годов анализировал становление многонационального социалистического киноискусства и общие закономерности его развития, исследовал зарубежное кино и кинодраматургию.
В 1960—1970 годах руководил сценарными мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Умер 3 декабря 1973 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Семья
Жена — Инна Александровна Данкман (1922—1991), режиссёр МАДТ имени Моссовета.
Награды и премии
- орден Трудового Красного Знамени (1940)
- Сталинская премия второй степени (1948) — за участие в создании фильма «Подвиг разведчика» (1947).
- медали
Фильмография
- 1924 — История одного аванса (короткометражный)
- 1924 — Похождения Ваньки Гвоздя (короткометражный)
- 1926 — Приказ №…
- 1928 — Мятеж (совместно с С. А. Тимошенко)
- 1928 — Ася (совместно с Ю. Г. Оксманом)
- 1928 — Гафир и Мариам (короткометражный)
- 1928 — Синие воротники
- 1929 — Дорога в мир (совместно с Б. В. Шпис)
- 1930 — Всадники ветра
- 1930 — Две силы (совместно с Н. И. Галкиным, Л. Л. Константиновским, Д. Ф. Сверчковым)
- 1930 — Счастливый Кент
- 1931 — Конец Нахаловки
- 1932 — Беглец
- 1933 — Моя Родина
- 1936 — Путешествие в Арзрум
- 1937 — Великий гражданин (совместно с М. В. Большинцовым и Ф. М. Эрмлером)
- 1940 — Юность командиров (совместно с В. П. Вайнштоком)
- 1942 — Непобедимые (совместно с М. К. Калатозовым)
- 1944 — Небо Москвы (совместно с М. В. Большинцовым)
- 1945 — Это было в Донбассе (совместно с С. П. Антоновым и Б. Л. Горбатовым)
- 1947 — Подвиг разведчика (совместно с К. Ф. Исаевым и М. Б. Маклярским)
- 1947 — Возвращение с победой (совместно с К. Ф. Исаевым)
- 1948 — Три встречи
- 1954 — Тревожная молодость (совместно с В. П. Беляевым)
- 1957 — Его время придет (совместно с Сергеем Ермолинским)
- 1965 — Перед судом истории (совместно с В. П. Вайнштоком)
- 1965 — «Тобаго» меняет курс
- 1965 — Петух (фильм, 1965) (совместно с Ниссоном Зелеранским и Юрием Строевым (Ициксоном))
- 1966 — Чужое имя (совместно с Ари Ваксером и Михаилом Бараном)
- 1967 — Путь в «Сатурн»
- 1967 — Конец «Сатурна»
- 1968 — 24-25 не возвращается
- 1968 — День ангела (нет в титрах)
- 1970 — Крушение империи
- 1971 — Чёрные сухари
- 1972 — Бой после победы
Библиография
- Владимир Фогель. — М.—Л.: Теакинопечать, 1928. — 16 с.
- Вамп (Опыт анализа жанра). — М.: Теакинопечать, 1929. — 30 с.
- Неполноценная профессия // Советское кино : журнал. — 1933. — № 1—2. — С. 11—16.
- Человек в советской фильме. История одной ошибки // Советское кино : журнал. — 1933. — № 5—6. — С. 51—57.
- Человек в советской фильме. II. Фильма — обозрение // Советское кино : журнал. — 1933. — № 8. — С. 51—60.
- Человек в советской фильме. 3. В поисках нового стиля // Советское кино : журнал. — 1933. — № 9. — С. 27—42.
- Чаплин обличает // Литература и искусство : газета. — 1942. — 9 мая (№ 19). — С. 2.
- Пьесы и репертуар // Театр : журнал. — 1945. — № 1. — С. 40—45.
- Правда революции — правда искусства. — М.: Искусство, 1961. — 64 с.
- О сценариях Хуана Антонио Бардема // Кинорежиссёр Хуан Антонио Бардем. — М.: Искусство, 1965. — С. 5—46. — 347 с.
- О кино — свидетельские показания. — М.: Искусство, 1973. — 588 с.
- Конь Ивана Грозного. Рассказы о кинорежиссёрах. — М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1974. — 48 с.