Бутовская линия


Бутовская линия — двенадцатая, самая короткая линия Московского метрополитена. Связывает районы Северное и Южное Бутово с конечными станциями Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линий. Состоит из семи станций, первый участок — от «Улицы Старокачаловской» до «Бунинской аллеи» — был запущен в 2003 году, а в 2014 году линия была продлена до станции «Битцевский парк». На схемах обозначается серо-голубым цветом и числом 12.

Линия построена по стандартам обычного метро, но станции рассчитаны на приём укороченных составов, а участок от «Улицы Скобелевской» до «Бунинской аллеи» проходит по эстакаде над землёй. Тоннели линии после станции «Улица Старокачаловская» фактически являются продолжением тоннелей Серпуховско-Тимирязевской линии, однако поезда не следуют с одной линии на другую, пассажирам требуется пересадка. Изначально (до марта 2014 года) Бутовская линия обозначалась как «Л1» и называлась «лёгким метро», а также являлась единственной в Московском метрополитене, полностью находившейся за пределами МКАД. На всех станциях линии платформа находится слева относительно движения поезда.

Среднесуточный пассажиропоток линии в 2004 году составил 44 тыс. человек, в 2007 году — 51 тыс. человек, в 2010 году — 58 тыс. человек.

История

28 декабря 1999 года Правительство Москвы постановило «Одобрить представленные ГП „Московский метрополитен“, разработанные Москомархитектурой и ОАО „Метрогипротранс“ принципиальные планировочные решения трасс на строительство линий наземного (лёгкого) метро в жилые районы Новокосино, Жулебино, Южное и Северное Бутово».

Строительство эстакады (2003)

Первый участок линии был открыт 27 декабря 2003 года. В его состав входили 5 станций: «Улица Старокачаловская» с переходом на Серпуховско-Тимирязевскую линию, «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская аллея».

В 2004 году было принято решение о продлении Бутовской линии до станции «Битцевский парк» с промежуточной станцией «Лесопарковая», а также организацией пересадки на станцию «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии. На протяжении 7 лет на картах московского метрополитена участок был указан как строящийся, хотя реальные работы не велись вплоть до октября 2011 года. Именно тогда началась расконсервация заделов под продление линии за станцией «Улица Старокачаловская». В соответствии с заданием этот участок Бутовской линии проектировался в подземном исполнении, в тоннелях и со станциями мелкого заложения. После выступлений жителей Ясенева в защиту Битцевского леса было принято решение о том, что тоннели по территории природно-исторического парка будут прокладываться закрытым способом на глубине 20—30 м, чтобы не навредить природному комплексу. Сдача участка планировалась на декабрь 2013 года, к 10-летию открытия линии, однако по причине неготовности объектов открытие состоялось лишь 27 февраля 2014 года.

Переход на станцию «Бульвар Дмитрия Донского» длительное время осуществлялся через неработающие турникеты из-за того, что изначально предполагалась отдельная оплата билета для проезда. Перед самым открытием от этой идеи было решено отказаться, однако турникеты убрали лишь в 2013 году.

Авария энергосети 25 мая 2005 года

В 2005 году Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение в том числе и на линии метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

Бутовская линия также была обесточена, однако движение было восстановлено около 12:30 в следующем режиме: поезд-челнок следовал по 2 главному пути от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Бунинская аллея» со всеми остановками, обратно без остановок.

Вход на станцию «Бульвар Дмитрия Донского» осуществлялся через неработающую секцию турникетов. Эскалаторы и турникеты не работали, оплата проезда не контролировалась.

Официально на основной сети объявлялось «Бутовская линия работает только на выход» во избежание перегрузки автобусов и [прояснить]для перенаправления пассажиров к станции «Ясенево», где движение фактически было восстановлено около 14:00.

Названия станций

Двум станциям первого участка Бутовской линии были присвоены названия с инверсионным (обратным) порядком слов: «Улица Старокачаловская» и «Улица Скобелевская» (вместо «Старокачаловская улица» и «Скобелевская улица»), при этом для самих улиц в общемосковском классификаторе использован прямой (обычный, естественный) порядок слов. Между тем в литературе по стилистике русского языка инверсия признаётся неуместной для нейтральной речи. В названиях всех остальных станций Московского метро используется прямой порядок слов. Кроме того, топонимическая традиция Московского метрополитена не предполагает наличия в названии станций слова «улица» (за исключением случаев, когда станция названа по улице, носящей имя какого-либо человека или события — например, «Улица 1905 года», «Улица Дмитриевского»; в иных случаях слово «улица» опускается). В этой связи в московской прессе появлялись сомнения в необходимости слова «улица» в названиях этих двух станций.

Номер линии

С 2014 года линия на схемах обозначается числом 12. До осени 2019 года использовался номер Л1 (в 2013—2019 годах параллельно использовались оба номера), последние пересадочные указатели с этим номером были демонтированы с путевых стен Калужско-Рижской линии в октябре 2019 года. При этом изначально (в середине 2000-х годов) номер 12 должен был быть присвоен планировавшейся линии мини-метро в Москва-Сити, которая в итоге стала вилкой на Филёвской линии (4 декабря 2020 года вилке присвоен номер 4А).

Более того, на официальных схемах 2003—2011 годов Бутовская линия была изображена серо-голубым контуром с белой серединой, дабы подчеркнуть её отличие от подземного транспорта (аналогично с 2004 года на тех же схемах был отмечен Московский монорельс). Номенклатура «Л» ранее обозначала линии лёгкого метро, первой из которых стала Бутовская. Вторую подобную линию Л2 планировалось сделать Солнцевской, но ввиду убыточности открытых наземных (и, тем более, надземных) участков, а также проблем с их эксплуатацией, проект к концу нулевых изменили на обычное метро.

Станции

Электродепо


Подвижной состав

Количество вагонов в поезде

Тип подвижного состава

Перспективы

Трасса предполагаемого продления Бутовской линии в 2000-е годы

В середине 2000-х был предложен проект продления линии в Новокурьяново с несколькими новыми станциями. Фактически он потерял актуальность в связи с изменением вектора развития Москвы и запуском МЦД-2.

Фотогалерея

  • Эстакада Бутовской линии

  • Перегон между станциями «Улица Старокачаловская» и «Улица Скобелевская». 25 апреля 2008 года

  • Вход в тоннель на перегоне «Улица Старокачаловская» — «Улица Скобелевская». 7 февраля 2008 года

  • Оборотные тупики за станцией «Бунинская аллея». 19 марта 2008 года

  • Станция «Бунинская аллея» и оборотные тупики, 7 августа 2008 г.

  • Схема Бутовской линии в поезде 81-740/741 («Русич») по состоянию на 28 февраля 2014 года.

  • Вид из кабины машиниста

  • Поезд Бутовской линии и машинист в депо

  • Обозначение старого номера линии на пересадочном указателе (2019 год)