Барака, Амири

Лерой Джонс (англ. Leroy Jones, с 1967 года Амири Барака, англ. Amiri Baraka; 7 октября 1934, Ньюарк, Нью-Джерси — 9 января 2014, там же) — афроамериканский поэт, писатель, эссеист и критик, один из представителей битничества. Преподаватель нескольких университетов США. В 1989 получил награду American Book Awards. Входит в «сотню величайших афроамериканцев» Молефи Асанте.
Биография
Родился в городе Ньюарк (штат Нью-Джерси) 7 октября 1934 года. Мать — Анна Луис (англ. Anna Lois) была социальным работником и студенткой Университета Фиска, отец — Койт Лерой Джонс (англ. Coyt Leroy Jones), работал на почте. Детство Лероя прошло в семье, принадлежавшей к нижней прослойке среднего класса, в состоятельной (для афроамериканцев) рабочей семье. Непродолжительное время Джонс учился в Ратгерском университете, однако переехал в Вашингтон и поступил в Говардский университет, начав изучать философию и религию. После окончания учебного заведения служил в военно-воздушных силах.
Завершив службу в 1957 году, Джонс перебрался в Нью-Йорк, где осел в известном районе Гринвич-Виллидж и всерьез увлекся поэзией и драмой. Популярность членов зарождающегося кружка битников, сформировавшегося в городе, подтолкнула начинающего автора всерьез заняться творчеством. Джонс открыл небольшое издательство — годом позже он познакомится с также молодым автором Дианой Ди Примой и напечатает первую её книгу. Именно через Ди Приму оба автора впоследствии присоединятся к бит-поколению. Сам Джонс вскоре начнёт издаваться — свет увидят его сборники «Предисловие к двадцатитомной записке самоубийцы», «Мертвый преподаватель» (1964), «Время нации» (1964) и некоторые другие. Также Джонс выступит основателем «Репертуарного Театра Чёрных Искусств» в Гарлеме и общественной «Организации Развития и Охраны Чёрной Общины», ориентированной на защиту прав чернокожего населения Америки. На заре поколения «разбитых» в конце 1960-х начнёт активно интересоваться политикой США, влившись в ряды защитников прав афроамериканцев. За достижения в области поэзии в 2002 году автор был награждён престижным статусом «поэта-лауреата Нью-Джерси», однако из-за публикации скандального стихотворения «Кто взорвал Америку» Джонс данного статуса был лишён.
Библиография
- Preface to a Twenty Volume Suicide Note, poems, 1961
- Blues People: Negro Music in White America, 1963
- Dutchman and The Slave, drama, 1964
- The System of Dante’s Hell, novel, 1965
- Home: Social Essays, 1965
- A Black Mass (1966), a play is based on the Nation of Islam narrative of Yakub
- Tales, 1967
- Black Magic, poems, 1969
- Four Black Revolutionary Plays, 1969
- Slave Ship, 1970
- It’s Nation Time, poems, 1970
- Raise Race Rays Raize: Essays Since 1965, 1971
- Hard Facts, poems, 1975
- The Motion of History and Other Plays, 1978
- Poetry for the Advanced, 1979
- reggae or not!, 1981
- Confirmation: An Anthology of African American Women, 1983 (edited with Amina Baraka)
- Daggers and Javelins: Essays 1974—1979, 1984
- The Autobiography of LeRoi Jones/Amiri Baraka, 1984
- The Music: Reflections on Jazz and Blues, 1987
- Transbluesency: The Selected Poems of Amiri Baraka/LeRoi Jones, 1995
- Wise, Why’s Y’s, a long poem, 1995
- Funk Lore: New Poems, 1996.
- Somebody Blew Up America, 2001
- The Book of Monk, 2005
- Tales of the Out & the Gone, 2006
- Billy Harper: Blueprints of Jazz, Volume 2, Audio CD, 2008