Ка-226


Ка-226 — российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОАО «Камов».

Первый полёт совершил 4 сентября 1997 года. Ка-226 представляет собой дальнейшее развитие хорошо зарекомендовавшего себя вертолёта Ка-26. Предназначен для перевозки 6 пассажиров или 1350 кг груза (в том числе и на внешней подвеске).

Основным недостатком базовой версии вертолёта считают его невысокую крейсерскую скорость.

История

Предпосылкой к созданию Ка-226 стало то, что такие вертолеты, как Ми-2 и Ка-26 из-за полной выработки ресурса к 2002 году снимались с эксплуатации, к тому же серийно уже давно не выпускались, а на легкий вертолет такого типа приходилось около 80 % перевозок грузов и пассажиров, выполняемых винтокрылыми машинами. В результате маркетинговых исследований был выявлен высокий спрос на легкий двухдвигательный вертолет в количестве 500—600 экземпляров.

Конструкторское бюро «Камов» еще в 1990 году приступило к разработке Ка-226; за основу бралась глубокая модификация Ка-26 и Ка-126. Задачи для новой машины ставились такие же, как и предшественникам, но в дополнении в приоритет возводилась возможность применять вертолет в работах, требующих обязательного наличия двух двигателей для гарантии безопасности полетов.

В 1996 году состоялась защита эскизного проекта и макета машины, а первый вертолет собрали к 1997 году. Главными заказчиками нового вертолета выступили МЧС, РАО «Газпром» и мэрия Москвы.

Назначенный ресурс составляет 18 000 летных часов, а календарный срок службы — 25 лет.

Конструкция

При конструировании Ка-226 были сохранено большинство конструктивно-компоновочных решений предшественника Ка-26. Изменения, в основном, заключались в установке двух современных газотурбинных двигателей, новых несущих винтов с полужестким торсионным креплением лопастей и размещении нового оборудования

Фюзеляж вертолета включает в себя кабину пилота, центральный отсек, две хвостовые балки и оперение, включающее в себя неподвижный стабилизатор с двумя разнесенными килями с рулями направления. При создании фюзеляжа применялись элементы из алюминиевых сплавов и сотовые панели из стеклопластика. Также из стеклопластика сделаны хвостовые балки, оперение и панели транспортной кабины.

Кабина пилота принципиально не отличается от кабин предшественников, было установлено более современное оборудование, обеспечивающее комфортное управление машиной в любых условиях. Фонарь кабины имеет большую площадь остекления, что обеспечивает хороший обзор.

Четырехстоечное шасси осталось внешне неизменным по сравнению с Ка-26, но в конструкцию были внесены некоторые изменения, нацеленные на облегчение и упрочнение его элементов. Была увеличена энергоемкость амортизационных стоек, а также исключены демпферы боковых перемещений.

Силовая установка вертолета размещается над центральным силовым отсеком, в ее состав входит редуктор ВР-126 и два турбовальных двигателя модульной конструкции «Аллисон». Емкость четырех топливных баков составляет 770 литров. Продолжительность полета с основными баками длится около 4,34 часа, а с дополнительными — до 6,45 часов. Ресурс двигателя составляет около 3500 часов.
В 2020 году начаты работы по замене двигателей на новую разработку ВК-650В, что позволит увеличить мощность до 650 л. с..

Ка-226 имеет полную аэродинамическую симметрию и исключительно прост в пилотировании, вследствие отсутствия рулевого винта вертолет способен безопасно маневрировать вблизи преград и обладает невысокой чувствительностью к силе и направлению ветра. Плоский разворот машина способна выполнять как на висении, так и в горизонтальном полете, при этом высота полета остается неизменной. Развороты вправо и влево Ка-226 также делает без изменения высоты, что недоступно вертолётам с рулевым винтом. Данные способности маневрирования соосного вертолета особенно важны при выполнении, например, спасательных работ при повышенных температурах воздуха, на больших барометрических высотах в горах, в условиях, когда отсутствуют избытки мощности силовой установки.

Производство

Производится на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП).

  • Индия — в декабре 2015 года был подписан контракт на поставку 200 Ка-226Т для вооружённых сил Индии. Соглашение предусматривает создание в Индии совместного предприятия с участием холдингов «Ростеха» («Рособоронэкспорта» и «Вертолётов России») и индийской корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Согласно условиям контракта, Россия должна поставить 40 вертолётов, а остальные 160 единиц будут собраны в Индии. Сборку вертолётов в Индии планируется начать в 2018 году. Заказ может быть увеличен до 400 вертолётов.


Эксплуатанты

Гражданские

Россия:

  • Газпром авиа — 2 Ka-226
  • Оренбургская областная клиническая больница — 2 Ка-226
  • Авиация ФСБ России — 4 Ka-226
  • Авиация Росгвардии — 6 Ka-226
  • Авиация МЧС России — 8 Ка-226Т
  • Авиация ГУВД Москвы — 2 Ka-226
  • ГУ ЦОДД Москвы — 3 Ka-226А
  • ГУВД Воронежской области — 1 Ka-226

Военные

Россия:

  • ВВС России — 19 Ка-226, по состоянию на 2018 год.

Украина:

  • Авиация ВМС Украины — 1 Ка-226, по состоянию на 2018 год

Модификации

Галерея

  • Базовая версия Ка-226.

  • Вертолёт Ка-226А.

  • Вертолёт Ка-226АГ.

  • Опытный вертолёт Ка-226Т.

  • Серийный Ка-226Т.

  • Палубная модификация вертолёта Ка-226Т со сложенными лопастями несущих винтов на МАКС-2019.

  • Ка-226 авиации ВМС Украины.

Лётно-технические характеристики

  • Экипаж: 1—2 чел.
  • Пассажиров: 4—7 (в зависимости от установленного модуля)
  • Размеры:
    • Диаметр несущего винта: 13,00 м
    • Длина фюзеляжа: 8,10 м
    • Высота с вращ. винтами: 4,15 м
  • Масса:
  • Норм. взлётная: 3100 кг
  • Макс. взлётная: 3400 кг
  • Силовая установка
    • Двигатели ГТ 2 × Arrius 2G1
    • Мощность на взлетном режиме 580 л. с.
    • Максимально продолжительный режим 580 л. с.
    • Мощность на чрезвычайном режиме 705 л. с.
  • Крейсерская скорость: 195 км/ч
  • Макс. скорость: 210 км/ч
  • Дальность полёта: 600 км
  • Статический потолок (Вне влияния земли): 4100 м
  • Статический потолок (В зоне влияния земли): 4600 м
  • Практический потолок: 5700 м
  • Скороподъёмность: 10,6 м/с

Сравнение современных гражданский вертолётов КБ Камова и Миля

Авиационные происшествия

  • 19 сентября 2007 года вертолёт Ка-226 совершил аварийную посадку на 24-й км МКАД из-за разрушения шестерни ИКМ двигателя.
  • 17 декабря 2013 года Ка-226 ВВС России, следовавший с завода к месту базирования в Сызрань, совершил вынужденную посадку в Оренбургской области из-за задымления на борту. Вертолёт получил незначительные повреждения.