Катастрофа A330 в Триполи


Катастрофа A330 в Триполи — крупная авиационная катастрофа, произошедшая утром 12 мая 2010 года. Авиалайнер Airbus A330-202 авиакомпании Afriqiyah Airways, выполнявший плановый рейс 8U771 по маршруту Йоханнесбург—Триполи, при заходе на посадку в пункте назначения рухнул на землю недалеко от взлётной полосы. Из находившихся на его борту 104 человек выжил 1.

Самолёт

Airbus A330-202 (регистрационный номер 5A-ONG, серийный 1024) был выпущен в 2009 году (первый полет был совершен 12 августа того же года тестовым б/н F-WWYS). 15 сентября того же года был передан авиакомпании Afriqiyah Airways. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF6-80-E1. Последний плановый ремонт прошёл 3 мая 2010 года, никаких неполадок обнаружено не было. На день катастрофы совершил 572 цикла «взлёт-посадка» и налетал 2175 часов.

Экипаж и пассажиры

Самолетом управлял опытный экипаж, его состав был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 57-летний Юсеф Башир Аль-Саади (англ. Yousef Bashir Al-Saadi). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании Afriqiyah Airways 3 года (с 2007 года); до этого работал в авиакомпаниях Libyan Arab Airlines и Nouvelair. Управлял самолётами Fokker 28 (вторым пилотом), Boeing 727 и Airbus A320 (в качестве КВС). В должности командира Airbus A330 — с 12 мая 2009 года. Налетал 17 016 часов, 516 из них на Airbus A330.
  • Второй пилот — 42-летний Тарек Муса Аль-Чауати (англ. Tareq Mousa Al-Chaouachi). Опытный пилот, управлял самолётами DHC-6, Airbus A320 и Airbus A330. В должности второго пилота Airbus A330 — с 12 мая 2009 года. Налетал 4216 часов, 516 из них на Airbus A330.
  • Второй пилот-стажёр — 37-летний Назим Аль-Тархуни (англ. Nazim Al-Tarhuni). Опытный пилот, управлял самолётами Boeing 727, Airbus A320 и Airbus A330. В должности второго пилота-стажёра Airbus A330 — с 5 мая 2009 года. Налетал 1866 часов, 516 из них на Airbus A330.

Катастрофа

Рейс 8U771 вылетел из Йоханнесбурга в Триполи в 19:45 UTC 11 мая, на его борту находились 11 членов экипажа и 93 пассажира; большинство пассажиров были гражданами Нидерландов, которые возвращались из поездок в ЮАР. Согласно плану, расчётное время посадки рейса 771 в Триполи было 04:20 UTC 12 мая. Пилотирование осуществлял второй пилот.

В 02:18:58 был произведен первый контакт с ФИК Триполи. Самолёт находился на эшелоне полета 400, выполняя полет в РПИ NDJAMINA, ожидая прибытия в TOMO, SEBHA, и TRIPOLI, в 02:26, 03:04, и 03:59 UTC соответственно.

В 02:29:32 экипаж установил контакт с диспетчерской SEBHA и получил метеосводку как 11 23 50 Z 310/04 7000 SKC 20/17 QNH 1008. Никаких отклонений от нормы не зарегистрировано.

В 03:29:43 самолёт был опознан диспетчером РДЦ Триполи, и ему было дано указание направить 4032 и получить разрешение прямо на радиомаяк Триполи «TW» для подхода локатора к взлетно-посадочной полосы № 09. Погода была заявлена как: ветер штиль, видимость 6 км, небо ясное., температура / точка 19/17°C и QNH 1008.

В 03:30:11 экипаж запросил последнюю информацию о погоде и запросил спуск. Диспетчер сообщил погодные условия (ветер штиль, видимость 6 км, небо ясное, температура/точка росы 19/17°C, QNH 1008), и самолёт получил разрешение на снижение до эшелона полета 90.

В 03:41:03 экипаж сообщил вахту авиакомпании, что прибудет в 04:05 без комментариев.

В 03:58:57 самолёт был переведен на башню Триполи на частоте 118.1 мегагерц, был установлен прямой контакт, и самолёт находился на высоте 1200 футов QNH.

В 03:59:19 башня Триполи уведомила самолёт о продолжении захода на посадку и сообщении о взлетно-посадочной полосе в поле зрения. Экипаж подтвердил передачу.

В 03:59:35 были выбраны высота ухода на второй круг (2000 футов) и угол траектории (-3°). В то же время самолёт получил сообщение от приземлившегося ранее рейса 8U721, предупреждающего рейс 8U771 о пятнах легкого тумана на коротком финале.

В 04:00:01 самолёт миновал локатор «TW» на высоте 1000 футов, и экипаж сообщил диспетчеру, что они сообщат, когда взлетно-посадочная полоса войдет, и запросили разрешение на посадку, если взлетно-посадочная полоса будет видна. Диспетчер согласился, сообщив, что ветер утих.

В 04:00:24 механический голос GPWS прозвучал «HUNDRED ABOVE», и командир сказал: Продолжаем. Второй пилот ответил также, сказав: Продолжаем. Самолёт приближался к MDA на 620 футов.

В 04:00:42, когда самолёт находился на высоте 490 футов (280 GPWS), сигнал GPWS «TOO LOW TERRAIN!» звучало. Командир приказал второму пилоту прекратить заход на посадку и уход на второй круг. Второй пилот подтвердил это, и командир доложил диспетчеру. Затем был начат уход на второй круг, и самолёт поднялся на высоту 670 футов.

В 04:00:59 самолёт наклонялся.

С 04:01:10 до 04:01:12 командир взял на себя управление самолётом, нажав кнопку приоритета и применив резкий удар носом вниз.

Примерно в 04:01:14 при путевой скорости 260 узлов и вертикальной скорости ниже –4400 футов/мин авиалайнер упал на землю примерно в 900 метрах от порога взлетно-посадочной полосы № 09 аэропорта Триполи на высоте 262 фута над уровнем моря. средний уровень моря. Лайнер полностью разрушился и сгорел.

Изначально сообщалось, что погибли все 104 человека на борту самолёта, но затем появилась информация о выжившем 8-летнем мальчике-гражданине Нидерландов. Вскоре был подтверждён 1 выживший в катастрофе — 9-летний пассажир Рубен ван Ассау (нидерл. Ruben van Assouw) был найден среди обломков и госпитализирован с множественными переломами обеих ног; его родители и брат погибли в катастрофе.

Расследование

В ходе расследования было установлено, что заход на посадку происходил в условиях ограниченной видимости из-за густого тумана. Экипаж отключил автопилот и заходил на посадку в ручном режиме, однако затем принял решение уходить на второй круг и снова включил автопилот, но это решение было принято пилотами слишком поздно.