Airspeed AS.10 Oxford


Эйрспид AS.10 Оксфорд (англ. Airspeed AS.10 Oxford) — двухмоторный самолёт, использовавшийся для обучения экипажей Содружества наций навигации, радиосвязи, бомбардировкам и ведению артиллерийского огня во время Второй мировой войны.

История

В 1936 году фирма Airspeed приняла участие в конкурсе, объявленном Министерством авиации, по создании двухмоторного учебного самолёта по спецификации (техническому заданию) T.23/36. Конкурс был объявлен в связи с увеличением спроса на военные учебные самолёты для обучения экипажей самолётов-бомбардировщиков и стрелков. Проект был создан на базе удачного небольшого пассажирского самолёта AS.6 Envoy, который славился высокими пилотажными и эксплуатационными качествами. Коммерческий AS.6 Envoy к этому времени уже имел модификацию для ВВС Южной Африки, согласно который самолет можно было оперативно оснастить бомбодержателями и пулеметом с ручным управлением в задней части фюзеляжа. Компания Airspeed и ее главный конструктор Хессел Тилтман получили преимущество над конкурентами за счет своих предыдущих разработок.

Самолёт получил обозначение Аirspeed AS.10 Oxford. Первый опытный образец самолёта совершил полет в июне 1937 года. В ходе выполнения испытательных полетов самолёт подтвердил свои высокие качества для подготовки экипажей бомбардировщиков. Министерство авиации Великобритании одобрило этот проект и в 1937 году разместили первоначальный заказ на этот тип самолета. Была заказана первая партия из 136 самолетов. Серийное производство было организовано на заводе Airspeed в Портсмуте. С 1938 года началось его серийное производство, которое продолжалось до 1945 года.

Airspeed AS.10 Oxford выпускался в двух вариантах: Mark.I - учебно тренировочный самолет общего назначения, оснащенный задней поворотной башней с одним пулеметом и Mark.II - учебно-тренировочный самолет с двойным управлением без стрелковой башни. Для выполнения крупных контрактов на поставку самолетов, к производству AS.10 Oxford (100 Mk.I + 100 Mk.II) был привлечен завод фирмы De Havilland Aircraft в Хэтфилде.

Для удовлетворения потребностей летных школ в учебно-тренировочном самолете Oxford он производился в больших количествах и перед началом Второй Мировой войны широко использовался в программе подготовки пилотов. Самолет изготавливался несколькими компаниями. За время производства было изготовлено 8751 самолетов. 4961 было произведено компанией Airspeed в Портсмуте, Крайстчерче и Дорсете; 1515 на De Havilland Aircraft в Хэтфилде; 1360 на Percival Aircraft в Лутоне; 750 на Standart Motor Company в Ковентри.

Конструкция

Airspeed AS.10 Oxford — двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, деревянной конструкции с убирающимся шасси.

Фюзеляж — полумонококовой деревянной конструкции с фанерной обшивкой спереди и тканевой сзади. Фюзеляж состоит из двух секций. Передняя секция специально усилена, чтобы конструкция могла выдержать удар в случае неудачной посадки пилота-стажера. Материал лонжеронов сосна.

Крыло — деревянной конструкции. Обшивка работающая фанерная. Механизация крыла — элероны и закрылки, расположенные между элеронами.

Хвостовое оперение — каркас (лонжероны и нервюры) деревянной конструкции, обшивка полотняная.

Шасси — трехопорное, убирающееся с хвостовым колесом.

Эксплуатация и боевое применение

Британские Королевские ВВС эксплуатировали Airspeed AS.10 с целью обучения пилотов многомоторных самолётов, радистов, штурманов и воздушных стрелков. С лета 1940 года их стали использовать в качестве легких транспортных самолётов в основном для перевозки высшего командного состава и государственных чиновников в метрополии, а позже и в других регионах.

В роли транспортников обычно использовали модификацию AS.10 Oxford II. Часть самолётов использовалась в специальном санитарном исполнении. В мае 1941 года самолёты учебного центра в Ираке атаковали позиции иракских войск во время мятежа. В британской морской авиации AS.10 Oxford эксплуатировались только как учебные, на них готовили радистов и штурманов. С вооружения авиации Великобритании самолёт был снят в 1954 году.

В других странах самолёты использовались как транспортные, и как учебные.

Королевские ВВС Австралии с ноября 1940 года получили 391 учебный самолет по контрактам с британскими ВВС.

Одной из первых стран, заказавших Oxford, была Новая Зеландия. В 1937 году было заказано пять самолетов. Затем последовал дополнительные заказы на 6 и 30 самолетов. С началом реализации плана воздушной подготовки Британского содружества были выделено еще 140 самолетов. Всего с 1938 по 1952 год Королевские военно-воздушные силы Новой Зеландии (RNZAF) использовали 299 самолетов Oxford. В Новой Зеландии самолёты оснащали глубинными бомбами и они осуществляли патрулирование побережья, ведя поиск японских подводных лодок.

Согласно плану воздушной подготовки Британского Содружества в 1940 году 700 самолетов было отправлено в Южную Африку. 256 самолетов были утеряны в результате авиакатастроф.

В частях ВВС армии США, которые базировались в Англии, эти самолёты использовались для местных перевозок. 137 самолетов было передано ВВС США Великобританией. К концу 1944 года все самолеты были возвращены ВВС Великобритании.

Во французских ВВС самолёты также использовались как транспортные. Французские военно-воздушные силы в Западной Африке получила пять новых самолетов в 1944 году и эксплуатировали их до 1946 года.

.В 1938 году канадские ВВС заказали 25 самолетов. Самолеты в разобранном состоянии отправили в Канаду и были собраны компанией Vickers в Монреале. Позднее 819 самолетов Oxford различных модификаций использовались в летных школах Канады по программе воздушной подготовки Британского Содружества (BCATP - British Commonwealth Air Training Plan).

После Второй Мировой войны большинство самолётов Airspeed AS.10 Oxford были проданы.

ВВС Греции эксплуатировали 33 самолёта в качестве связных, транспортных и санитарных во время гражданской войны в 1948—1949 годах.

Королевские ВВС Норвегии приобрели 20 самолетов у ВВС Великобритании в 1947 году.

Модификации

AS.10 Oxford I Для изготовления этой модели, инженеры Airspeed увеличили размах крыльев, изменили конструкцию носа и использовали полностью закрытый 7-цилиндровый звёздообразный двигатель Armstrong Siddeley Cheetah IX, мощностью 355 л. с. (265 кВт). Первый экземпляр данной модели поднялся в воздух 19 июня 1937 года, и уже в ноябре этого же года поступил на вооружение в Центральную Летную Школу. К началу войны около 300 самолётов уже были на вооружении Королевских ВВС. Базовая модификация для обучения пилотированию, навигации и бомбометанию. Самолет был оснащен поворотной турелью с одним пулеметом для обучения бортовых стрелков. Во время проведения учебных полетов, кроме экипажа, на борту самолета находилась группа, состоящая из инструктора и пяти обучающихся. AS.10 Oxford II

Распространение турелей с силовым приводом к началу войны означало, что Oxford не мог использоваться для обучения и тренировки бортстрелков. AS.10 Oxford II, со снятыми стрелковыми точками, использовались в основном для обучения штурманов и радиооператоров. Около 70 таких самолётов были в эксплуатации к началу войны.

AS.10 Oxford III Был оборудован двумя двигателями — Cheetah XV engines, мощностью 425 л. с. (315 кВт), и Rotol, с постоянной скоростью пропеллеров. Использовался в основном в навигации. AS.10 Oxford IV Испытательная модель для двигателя de Havilland Gipsy Queen IV. Oxford T.II Было создано всего 9 экземпляров. AS.40 Oxford Гражданский самолёт, предназначенный для радио разведки. Создано 2 экз. AS.41 Oxford Использовался компанией Miles Aircraft как испытательный образец для двигателя Alvis Leonides. AS.42 Oxford Преобразованная модель Oxford I в соответствии с Спецификацией T.39/37 для Новой Зеландии. AS.43 Oxford Обзорная модель AS.42 AS.46 Oxford V Итоговый вариант, улучшен звёздообразным двигателем Pratt & Whitney R-985 мощностью 450 л. с. (335 кВт). Многие самолёты серии Oxford I и Oxford II были реконструированы до серии Oxford V. AS.65 Consul После окончания войны более 150 самолётов были преобразованы для гражданской авиации. Этот тип также известен как Airspeed Consul.

Эксплуатанты

Великобритания
  • Royal Air Force Эскадрильи №№ 1, 5, 17, 20, 24, 34, 41, 116, 173, 192, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 510, 526, 527, 529, 567, 577, 587, 595, 598, 631, 667, 691, 695.
  • Fleet Air Arm
Канада
  • Королевские канадские ВВС
Австралия
  • Королевские военно-воздушные силы Австралии
Новая Зеландия
  • Королевские военно-воздушные силы Новой Зеландии: эскадрильи №№ 1, 2, 3, 7, 8, 14, 42.
Южно-Африканская Республика
  • Военно-воздушные силы Южно-Африканской Республики:
Доминион Цейлон
  • Королевские ВВС Цейлона
Союз Бирма
  • авиация Союза Бирма
Польша
  • ВВС Польши в Великобритании:
Бельгия
  • ВВС Бельгии
Бельгийское Конго
  • авиация Force Publique
Чехословакия
  • ВВС Чехословакии: 1 самолёт, служил в 1945-48 гг.
Дания
  • ВВС Дании
Египет
  • Королевские ВВС Египта
Свободная Франция
  • ВВС "Свободной Франции"
Греция
  • Королевские ВВС Греции: 33 самолёта
Израиль
  • Военно-воздушные силы Израиля]
Индия
  • ВВС Индии
Иран
  • Шахские ВВС Ирана
Нидерланды
  • Королевские военно-воздушные силы Нидерландов
  • авиация флота (MLD)
Норвегия
  • | Королевские ВВС Норвегии: 20 самолётов приобретены в 1947 году
Португалия
  • ВВС Португалии
  • авиация армии Португалии
  • авиация ВМС Португалии
США
  • ВВС Армии США
  • авиация ВМС США
Турция
  • ВВС Турции
Югославия
  • ВВС Югославии